Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Заикание — причины, симптомы, диагностика, лечение

logo

Что такое заикание (логоневроз)?

Заикание — нарушение речевого поведения, которое характеризуется патологическим изменением темпа и ритма речи: пролонгацией или повторением отдельных звуков, слогов, слов, частыми остановками, запинками. Нарушения вызывают судороги речевого аппарата.

Виды заикания

Различают невротическое заикание (логоневроз) и органическое. Отклонения, имеющие органическую природу, связаны с выраженной неврологической патологией и сопровождаются общим нарушением моторики. Лечение органической формы заболевания заключается не столько в формировании правильных речевых навыков, сколько в избавлении от органической патологии.

При невротической форме заикания (логоневрозе) изменений в функционировании головного мозга не наблюдается. В спокойной обстановке дети и взрослые с логоневрозом могут общаться спокойно, без пауз или повторений, а при волнении симптомы усиливаются. Далее под заиканием мы будем понимать только невротическую форму (логоневроз).

В зависимости от характера судорог мышц, выделяют следующие виды судорожных сокращений:

  • Клоническое — повторение первых звуков или слогов.
  • Тоническое — остановки, провалы в начале или в середине слов.
  • Смешанное — в речи наблюдаются как повторение или пролонгация звуков/слогов, так и напряженные паузы.

Как правило, на первом этапе развития заболевания возникают клонические судороги, но с течением времени они дополняются тоническими.

Причины заикания

Говоря о том, что способствует формированию речевых нарушений, выделяют предрасполагающие факторы, а также так называемые толчки, которые непосредственно приводят к развитию патологии речи.

К предрасполагающим факторам относятся:

  1. Наследственность.
  2. Осложненное течение беременности, родов.
  3. Частые заболевания в раннем возрасте.
  4. Постоянное психологическое напряжение.
  5. Перегрузка речевого аппарата на этапе его активного развития.
  6. Особенности нервной системы.

Основные причины заикания у детей:

  1. Сильное переживание — испуг, стресс, чрезмерная радость.
  2. Длительный стресс, вызванный противоречивым воспитанием, психологическим дискомфортом.
  3. Желание подражать заикающимся близким людям.
  4. У взрослых причиной нарушений речи может стать сильная психическая травма или контузия.

Симптомы заикания

Помимо судорожных проявлений (физиологических симптомов) заикающимся людям свойственны психологические проявления заболевания. Как правило, пациенты, страдающие от нарушений речевого поведения, становятся скованными, неуверенными в себе. У них присутствует страх перед разговором, а тем более, публичными выступлениями (логофобия). Стресс, тревога, желание любыми путями избежать общения — все эти симптомы мешают нормальному развитию личности и препятствуют формированию социальных навыков.

Методы лечения заикания

Специалисты по-разному подходят к вопросу коррекции логоневроза. Существуют следующие методы лечения заикания:

  1. поведенческие, при которых пациента обучают навыкам нормальной речи;
  2. психотерапевтические, основанные на повышении самооценки и снятии чувства тревоги в процессе общения;
  3. медикаментозные — предпочтение отдается препаратам для расслабления, снятия судорог;
  4. нетрадиционные, включающие иглотерапию, точечный массаж и многое другое.

Положительный эффект может быть после любого из перечисленных способов, но максимальный результат достигается при комплексном подходе, учитывающем индивидуальные особенности пациента и степень тяжести его заболевания.

Авторская методика лечения заикания Л.З. Арутюнян

Специалисты речевого центра «Арлилия» знают, что делать с заиканием у детей, подростков и взрослых. Логопеды работают по авторской методике Л.З.Арутюнян, которая предполагает формирование устойчивого состояния, характеризующегося плавной интонационной речью. Цель работы с клиентами Центра — не только коррекция отдельных симптомов, но и формирование нового речедвигательного навыка, который будет поддерживаться на протяжении всей жизни.

В центре «Арлилия» лечение заикания проводится в три этапа:

  1. Консультация.
  2. Основной курс, во время которого пациенты обучаются говорить плавно, ритмично, помогая развитию нового навыка движениями ведущей руки.
  3. Поддерживающие микрокурсы, цель которых — закрепить навык, автоматизировать его. За время поддерживающих микрокурсов пациенты постепенно переходят от медленной речи, которая сопровождается движениями пальцев, к естественному, насыщенному интонациями, разговору.

Методика разработана для избавления от заикания взрослых, а впоследствии адаптирована для детей. С малышами от 2-х лет ведущие специалисты Центра работают по специальной программе «Скорая помощь», которая помогает максимально быстро избавиться от впервые возникших нарушений. А тем детям и взрослым, у которых уже сформировалось устойчивое патологическое состояние, для достижения результата необходимо усердно заниматься на протяжении 1-1,5 лет.

Важно понимать, что помогает от заикания только планомерная, качественная работа — самостоятельная (для взрослых) или с помощью родителей (для детей и подростков).

В центре «Арлилия» уверены: логоневроз можно побороть вне зависимости от того, насколько устойчиво он закрепился!

Запись на лечение

Подробнее ознакомиться с нашими программами можно здесь. Запись в группы для лечения происходит только после предварительной консультации и диагностики. Чтобы попасть на прием к логопеду, нужно заполнить анкету или позвонить по номеру: +7 (926) 220-73-73. Для иногородних возможна консультация по телефону.

Понятие и особенности логоневроза

Логоневроз или заикание — нарушение речи, основное свойство которого проявляется в патологических изменениях ее течения: темпа, ритма, плавности. Эти изменения возникают вследствие прерывания или наоборот продевания звуков, повторения слогов, «проглатывания» их. Часто с целью замаскировать заикание, человек употребляет слова-паразиты: ладно, как бы и пр.

Возрастной период, в который, как правило, появляется заикание, — ранее детство. В таких случаях, если вовремя не выявить проблему и не начать ее комплексное лечение, легкий или временный логоневроз может усилиться и закрепиться, сохраняясь на протяжении многих лет и принимая хронический характер.

В зависимости от особенностей проявления заикания, логоневроз делится на три вида:

  • клоническое заикание (проявляется в виде непроизвольного растягивания слов, вставления в речь неуместных пауз);
  • тоническое заикание (навязчивое повторение звуков, слогов или слов);
  • смешанный тип логоневроза (проявляется в виде объединения группы симптомов обеих вышеуказанных типов).

Бывает постоянного или волнообразного характера, но в «пусковым рычагом» послужит стрессовый фактор, сложная ситуация, например, выступление перед большим коллективом людей, общение с важным человеком, испуг и сильное волнение.

Органическая и физиологическая основа таких патологических явлений заключается в развитии судорог мышц речевого аппарата, которые сопровождаются нарушением артикуляции и дыхания. Часто заикание проявляется на фоне соматических изменений: лицевых тиков, дыхательных судорог, покраснения кожи, мышечного напряжения, повышения температуры тела и артериального давления.

Заикание сопровождается другими расстройствами: эмоциональными переживаниями, расстройствами нервной системы, осложнениями развития общей речевой моторики, физического здоровья человека в целом.

Страдающий логоневрозом человек отличается тревожностью, мнительностью, низкой самооценкой, чувством собственной неполноценности. Психотравмы — частое явление для людей, речь которых сопровождается подобным нарушениями. Многие талантливые люди бессознательно собственноручно снижают свой потенциал, не выносят на широкое обозрение выдающиеся способности из-за страха общения.

Развивается логофобия или вербофобия, то есть, страх говорить. Эти два нарушения взаимосвязаны и детерминируют проявление друг друга. Необходимость контактировать с другими вводит человека, страдающего заиканием, в состояние ступора, пугает. Это повышает возможность развития судорог речевого аппарата, усиливая проявление речевого невроза. Подобным образом возникает порочный круг.

Причины появления заикания

К возможным факторам развития логоневроза можно отнести:

  • сложное протекание беременности матери, которые вызвало нарушения во внутриутробном развитии плода;
  • черепно-мозговые травмы;
  • соматические и органические патологии, осложнения после инфекционных заболеваний;
  • проблемы развития эндокринной системы, гормональные нарушения;
  • излишнее провоцирование взрослыми раннего развития ребенка, чрезмерное бурное накопление словарного запаса;
  • патологии семейного воспитания ребенка;
  • задержка в психическом и речевом развитии;
  • существует мнение о патологическом влиянии испуга и стресса в возникновении логоневроза.

Но самостоятельно без подкрепления эмоциональное потрясение вызывает заикание только в ряде случаев. При наличии почвы для появления и развития заикания, острая стрессовая ситуация может стать той движущей силой, которая послужит «пусковым механизмом» развития нарушения речи.

Лечение заикания у взрослых

Лечение заикания у взрослых проводится в двух направлениях:

  • устранение непосредственно нарушений речи с помощью логопеда, который путем реабилитации пытается выработать у больного навык плавной и мелодичной речи;
  • работа с психотерапевтом, неврологом, которые устраняют заикание как один из симптомов психоневрологических нарушений, уделяя внимание нервной системе в целом.

Комплексное терапевтическое вмешательство, направленное на лечение заикания у взрослых, не ограничивается одним врачом-логопедом. Для полноценного лечения логоневроза понадобиться работа с несколькими специалистами:

  • невролог, который обследует, выявляет неврологическую составляющую заболевания и направляет ЭЭГ и МРТ-обследование, в зависимости от необходимости может прописать курс мягких седативных препаратов или препаратов ноотропного действия;
  • психотерапевт, с помощью психотерапевтической беседы, проективных методик определяет уровень тревожности пациента, выявляет подавленные страхи и фобии, проводит дальнейшую их коррекцию. Сеансы работы с психотерапевтом снижают тревожность, оптимизируют общий эмоционально-психологический фон, корректируют коммуникативные навыки, учат самостоятельным формам релаксационных техник. Важная часть психотерапевтического вмешательства направлена на устранение вербофибии — страха говорить. При отсутствии установок, которые провоцируют боязнь выражать свои мысли, соматические симптомы заикания не будут проявляться и запускать в действие логоневроз.
  • логопед, который устраняет непосредственные нарушения в функционировании артикуляционного аппарата, корректирует дефекты речи. Но эффективность работы логопеда имеет место лишь при параллельном вмешательстве невролога и психотерапевта;
  • сеансы массажа, иглотерапии, рефлексотерапии, физиотерапии, направленные на оптимизацию работы нервной системы.

Как помочь самому себе

Параллельно с врачебным вмешательством для коррекции логоневроза больной может эффективно применять самолечение. Такими методами, которые можно использовать для лечения заикания в домашних условиях, считаются расслабляющие ванны, использование фитотерапии, ароматерапии, медитативных техник, упражнений дыхательной гимнастики, других методов, направленных на релаксацию и расслабление нервной системы.

Кроме лекарственных препаратов, обладающих успокоительным действием на нервную систему, рекомендуется принимать настои из готовых травяных сборов, которые пропишет невролог. Сбор лекарственных растений можно купить в аптеке или приготовить самостоятельно:

  • 1 чайную ложку сухой измельченной руты пахучей залить стаканом кипятка, настаивать на водяной бане 7 минут. Готовый настой принимать по 1 ложке трижды в день.

Перед приемом лекарственных настоев необходимо проконсультироваться с доктором, так как возможны противопоказания. При приеме седативных и ноотропных препаратов важно учитывать их совместимость с действующими веществами, содержащимися в настоях домашнего приготовления.

В зрелом возрасте к физическим недостаткам личности окружающие относятся намного терпимее и солидарнее, чем в детстве. Взрослого человека не станут дразнить и насмехаться из-за его изъянов, как это часто случается в детском или подростковом коллективе. Но логоневроз может осложнить жизнь самому человеку страдающему заиканием, прежде всего из-за его страха говорить. Вербофобия ведет к ограничению коммуникации, социальных контактов, и как следствие, выпадению из социума. Своевременное обращение к специалисту, комплексное лечение может не только значительно улучшить речь при логоневрозе, но избавить от страха социальных контактов, а также других эмоциональных и психологических проблем личности.

Причины развития заикания

Заикание — это сложное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из внешних проявлений. Поэтому заикающийся ребенок нуждается в системном коррекционном воздействии. Заикание является следствием воздействия различных негативных факторов.

К таким предрасполагающим факторам относят:

  • наследственность (нервно-психические и другие заболевания родителей);
  • эмоциональные переживания, психотравмы, неблагоприятные условия жизни мамы в период беременности;
  • различные родовые травмы;
  • характеристики развития нервной системы ребенка;
  • особенности межполушарной ассиметрии, леворукость (у леворуких детей гораздо чаще развивается заикание по сравнению с праворукими сверстниками в силу особенностей центральной нервной системы; особенно неблагоприятно в этом отношении переучивание леворукого ребенка на праворукость);
  • общая ослабленность организма, заболеваемость, сниженный иммунитет;
  • психотравмы, стрессы;
  • наличие заикания у кого-то из близкого окружения (дети склонны к подражанию).

«Портрет» ребёнка «группы риска». Такой ребёнок отличается:

  • частой заболеваемостью;
  • относительно низкой развитостью моторных (двигательных) навыков — нечеткие, неуверенные движения по сравнению со сверстниками — или двигательной расторможенностью;
  • тревожностью, страхами, впечатлительностью;
  • высокой утомляемостью, истощаемостью;
  • низкой способностью адаптироваться к перемене условий.

Заикание чаще всего возникает в период становления фразовой речи ребёнка, т.к. речевая функция только формируется и наиболее уязвима. Способность мышления к фразовой речи существенно опережает возможности речевого дыхания. Поэтому очень важно вовремя заметить симтомы намечающегося речевого нарушения и предотвратить его дальнейшее развитие. В противном случае заикание может надолго закрепиться и стать причиной эмоциональных и коммуникативных трудностей.

Кроме того, «пусковым механизмом» (но не причиной, т.к. причины кроются в особенностях нервной системы, психики и наследственности) заикания у детей является сильный испуг или стресс. Например, все чаще в наш центр обращаются родители первоклассников с жалобами на то, что ребенок на первом году обучения в школе начал заикаться.

Симптомы заикания у детей:

  • запинки, остановки;
  • повторения отдельных звуков, слогов, слов;
  • введение в речь дополнительных слов, подмена «трудных» слов «легкими»;
  • сопутствующие речи движения (кивки, подергивания, зажмуривание, покачивание);
  • страх речи (логофобия), неуверенность — данный симптом характерен для детей более старшего возраста.

Заикание может обостряться в состоянии утомления или после заболеваний. Иногда заикание сопровождается другими речевыми нарушениями (дизартрией, дислалией).

Лечение заикания у детей

Как было сказано выше, заикание может быть вызвано самыми различными причинами. В Центре Ember применяется комплексный подход для коррекции заикания. Диагностическую консультацию (первичный приём) проводят одновременно два специалиста — детский/подростковый психолог и логопед. Эта услуга называется консилиум. Такая форма диагностики позволяет достоверно определить индивидуальные причины появления заикания, а также представить наиболее полную картину психического и речевого развития ребенка.

Видео о консилиуме в нашем центре:

По итогам диагностики разрабатывается индивидуальный план занятий, который включает работу над развитием необходимых сфер психики ребенка. Например, в программу коррекции могут быть включены:

  • индивидуальные занятия с детским логопедом;
  • Tomatis-терапия;
  • индивидуальные занятия с детским психологом (использоваться могут различные техники, такие как песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия и другие);
  • консультации для родителей по оптимизации типа воспитания, развитию ребенка, его адаптации в садике или школе, снижению тревожности и так далее;
  • сеансы остеопатии;
  • логопедический массаж;
  • Дэнас-терапия;
  • использование в логопедической коррекции специальных наушников Forbrain.

Причины

Мальчики страдают от заикания в 3-4 раза чаще, чем девочки, но в целом, оно возникает у 2% детей и связано не только с речевыми судорогами, но и с общим нарушением нервной деятельности. Причины заикания у детей можно подразделять на 4 группы:

  • Психологические – связанные с эмоциональным состоянием, испугом, стрессами и страхами;
  • Физиологические – наследственность, родовые травмы, заболевания нервной системы;
  • Социальные – из-за дискомфортной атмосферы в семье, запугивания, невнимания;
  • Провоцирующие – из-за умственного перенапряжения, переутомления, при высоких нагрузках.

Заикание

Записаться

Классификация

Заикание классифицируют по-разному: например, по патогенетике запинки могут быть невротическими (функциональные нарушения) и неврозоподобными (органическое поражение ЦНС). По степени выраженности заикание может быть легким, средним и тяжелым. По течению – постоянным, рецидивирующим, волнообразным.

Симптомы

Симптоматика обычно проявляется в возрасте 3-4 лет, когда ребенок осваивает фразовую речь. Запинки слышатся или в начале речи, или в самом процессе. Могут встречаться нарушения моторики, скованность движений, плохой почерк, дисграфия или дислексия. Дыхание нарушается, становится поверхностным, неритмичным. Ребенок или «зависает» в середине слова, не может закончить его, или повторяет один и тот же звук.

Могут подергиваться мышцы лица, дети поворачивают или наклоняют голову, раскачиваются, часто моргают. Нередко выявляется энурез, повышенная тревожность, ночные страхи.

Осложнения

Если не лечить заикание, оно может привести к избеганию общения, снижению социальных контактов, появлению страха, мнительности, настороженности, пугливости или раздражительности, что дополнительно угнетает психику и усугубляет проблему.

Как мы можем помочь в решении данной проблемы

Диагностика причин заикания в нашем Центре “Импульс” в Сочи обычно начинается с консультации невролога. После проведения необходимых обследований доктор принимает решение о дальнейшей работе с пациентом и подбирает методику лечения. Следующим важным этапом в решении данной проблемы является посещение логопеда. Наибольший терапевтический эффект в коррекции заикания показывает именно совместная работа невролога и логопеда. Звоните, чтобы записаться на консультацию!

Причины появления заикания

Обычно мы обнаруживаем сочетание нескольких из перечисленных причин появления заикания:

1.  Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия (удушье).

2.  Раннее речевое развитие  или, наоборот, отставание.

3. Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.

4. Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.

5.Генетическая предрасположенность.

6. Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка, например: русский и английский).

Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей

  • речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;
  • избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;
  • не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;
  • фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.
  • Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.

Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.

Раннее речевое развитие и задержка речевого развития

Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации  их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.

Внимание!

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:

  • Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.
  • Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.
  • Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания).

Лечение заикания

Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Принципы лечения заикания таковы:

1. Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.

2. Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.

3. Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.

Причины

Почему ребёнок заикается? Этиология болезни разнообразна. Выделяют несколько причин, не связанных между собою. Также существуют факторы, усиливающие риск возникновения задержки речевого аппарата.

  1. Наследственность. Врождённые дефекты речевого аппарата сопровождаются слабостью речи. Ребёнок испытывает ночные страхи, потливость, тревожность. В большинстве случаев наблюдается непроизвольное мочеиспускание. Заикание такого типа выражается в возрасте двух лет.
  2. Повреждения головного мозга. В период вынашивания или родов могут происходить травмы и болезни. Заикание перинатального характера возникает на почве токсикозов, гемолитических нарушений, удушения во время перемещения по родовым путям и недостатка кислорода. Выраженные нарушения речи начинаются при начальной речевой активности, когда произносятся первые звуки.
  3. Инфекции. Тяжёлые инфекционные заболевания раннего детства – коклюш, энцефалиты, менингиты и корь могут вызвать осложнения. К ним относится отсталость или полная остановка речи. Дефект начинает проявляться к девяти годам, когда ребёнок активизируется в обществе.
  4. ЧМТ. Черепно-мозговые травмы поражают речевые зоны мозга. Импульсы блокируются, а ребёнок заикается. Заикание может иметь односторонний характер, когда буквы периодические выговариваются, но со временем произносятся с трудом.
  5. Психологические и психические потрясения. Если ребёнок испытал сильный испуг или чрезмерную радость, он может начать заикаться. Также сильным потрясением могут стать постоянные страхи перед конфликтом, если родители повышают голос в разговоре с ребёнком. Особенно заикание такого типа выражено у подростков во время гормонального изменения в организме. Исследования показывают, что заикание напрямую было связано с переучиванием ребёнка из левши в правшу. Психологический отпечаток сказывается и при общении ребёнка с заикающимся родственником. Он многократно копирует человека с дефектом речи и постепенно привыкает к такому разговору.

Общая характеристика

Заикание имеет собственную клиническую картину расстройств. К нарушениям относят судорожные состояния мышц языка, брюшной полости, нёба и гортанные вибрации. Тоническое расстройство проявляется в виде вынужденных пауз и затягивания звука. Клоническое расстройство – повтор одного слова, слога или звука несколько раз. Также отклонения имеют смешанный характер, когда паузы чередуются с повторением.

Во время осложнения речи у ребёнка наблюдается:

  • напряжение, появление гримас на лице и нервные тики;
  • ощущение дискомфорта при разговоре с другими, стеснительность и социальный страх;
  • нарушение сна, плаксивость и агрессивность.

Постепенно проблемы с речью формируют в ребёнке страх к общению. Он заранее знает о дефекте и боится насмешек со стороны сверстников. Во многих случаях заикающиеся дети отказываются общаться.

Виды заикания

Патологическая генетика:

  • функциональные нарушения;
  • органические поражения ЦНС.

Характер течения:

  • волнообразный (периодическое усиление и ослабевание без полного исчезновения);
  • постоянный (стабильное нарушения без изменений в худшую или лучшую сторону);
  • рецидивирующий (возникновение дефекта при полном речевом благополучии).

Степень заикания:

  1. Для лёгкой формы характерны судорожные остановки при самопроизвольной речи. Симптоматика не имеет яркой выраженности.
  2. Средняя форма определяется запинками во время диалогов или монологов.
  3. В тяжёлой форме наблюдаются длительные судороги речевых мышц и остановки при всех видах речи.

Симптомы

При попытке разговора у ребёнка происходят судорожные состояния артикуляционных органов. Возникают паузы или частые повторения при разговоре. Дыхание прерывается, становится поверхностным и неритмичным. Обычно разговор ребёнка начинается при вдохе или после него. На лице отображаются спонтанные движения. Ребёнок может моргать, раздувать крылья носа и дёргать мимическими мышцами. Если ребёнок постарше знает о своих отклонениях, то пытается скрыть это. Во время разговора он может улыбаться, зевать или специально покашливать.

Диагностика

Если ребёнок начал заикаться, то для составления полной картины и дальнейшего лечения подключается несколько врачей. При обследовании проводится консультация педиатра, логопеда, невролога, психиатра и психолога. Родителям необходимо полностью описать линию поведения ребёнка и включить все наблюдения за речью – когда появился дефект, и при каких обстоятельствах. Для оценки осложнения и причин проводится полное исследование речи на основе темпа, дыхания, моторных нарушений. Диагностирование центральной нервной системы проводится с помощью энцефалограммы, магнитно-резонансной томографии и КТ.

Лечение

Лечение заикания у детей обусловлено обходом врачей и постановкой точного диагноза. Если нет активных нарушений ЦНС, тогда речевым отклонением занимается логопед. При психологических потрясениях ребёнка лечат у психиатра или психолога. Здесь применяется медикаментозная терапия, рекомендуется делать расслабляющие ванны, дыхательную гимнастику, массажи, иглоукалывания. Медикаменты не выступают при заикании в качестве основного лечения. Они дополняют общий курс, прописанный педиатром. Могут назначаться противосудорожные средства, препараты, активизирующие деятельность головного мозга, успокаивающие настои. Медикаментозное лечение начинается с трёх лет. Многие врачи активно практикуют гипноз. Это сложный процесс позволяет выявить причину возникновения речевого нарушения и излечить его после нескольких сеансов. Делать дыхательную гимнастику рекомендуется при всех видах заикания. Постепенный удлинённый вдох запасает воздух, в это время ребёнок может произносить предложения разной длины. Особый эффект при гимнастике дыхательных органов наблюдался у детей в возрасте 4 лет. Логоритмика включает в себя разговор во время движения и музыкального сопровождения. Во время такой терапии происходит релаксация, мышцы расслабляются и ребёнку удаётся произносить целые звуки без повторений и прерываний. Логоритмика эффективна для лечения детей дошкольного возраста и подростков. Рекомендуется делать настои и травяные отвары. Альтернативная медицина на основе натуральных препаратов проводится дома при полном комплексном лечении.

Советы родителям

  1. В разговоре с ребёнком необходимо соблюдать спокойствие и размеренность. Каждое слово он должен слышать разборчиво. Если малыш переспрашивает, лучше повторить предложение несколько раз для усиления восприятия.
  2. В доме должен быть нормальный морально-психологический климат. Шумы и крики усугубляют дефект речи. Рекомендуется приучить ребёнка к медленному, но не монотонному разговору.
  3. Введение здорового режима дня будет способствовать нормализации отдыха. Здоровый сон должен продолжаться не менее 8 часов в сутки.
  4. Максимально уделять внимание ребёнку, хорошо реагировать на его добрые поступки и постоянно хвалить. Делать для него маленькие праздники, но не злоупотреблять этим.
  5. Следует исключить слишком строгие наказания и запугивания. Варианты с выключенным светом и запиранием в комнате губительны в профилактике заикания.
  6. Необходимо ограничить ребёнка в общении с родственниками и сверстниками, которые заикаются.
  7. Книжки для чтения должны быть по возрасту, чтобы ребёнок смог психологически воспринимать их. Страшные сказки следует исключить.
  8. Постоянный контроль, лечение и наблюдение у специалистов позволит сократить срок лечения заики.
  9. Ребёнка не следует загружать сложными заданиями, нельзя подолгу смотреть телевизор.

Игнорирование заикания приводит к усилению дефекта на всю жизнь. При малейших нарушениях речи требуется незамедлительно обращаться к специалистам и делать нужную терапию.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Патогенез заикания

Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы при появлении речи после алалии и афазии; постконтузионное заикание; у олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задержке развития речи; органическое (В. М. Аристов, А. В. Шокина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937; Р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я. Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960, и др.). Так, Е. Пишон выделяет две формы органического заикания: первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь; вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизартрии и связана с поражением подкорковых образований. Проблема органического заикания до настоящего времени остается нерешенной.

Одни исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового субстрата прямо затрагивают речевые области мозга или связанные с ними системы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие рассматривают заикание как преимущественно невротическое расстройство, расценивая сами органические нарушения как почву для срыва высшей нервной деятельности и речевой функции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М. Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е. Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В. П. Баранова, 1963, и мн. др.). Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi, из 100 заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидные нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются вазоневротиками. Grender объективно показал изменение нейровегетативной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз). В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожению, потливости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое время. На занятиях у заикающихся часто отсутствует целеустремленность и настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.

Профилактика заикания

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них. При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д. В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива. Целесообразно особое внимание обратить на профилактику рецидивов, исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания: плохие социальнобытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий, отсутствие диспансеризации; недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное устранение вторичных психических наслоений, почвы, на которой возникло заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д.; болезни, истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушения режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустранённый травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или отец и др. Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.

«О заикании: профилактика и преодоление недуга»

Книга (она есть в лабиринте) адресована неспециалистам, поскольку эффективность преодоления заикания очень во многом зависит именно от них, причем не только от педагогов и родителей, но и от самих заикающихся. Однако все эти люди, более всех других заинтересованные в устранении заикания, в массе своей не имеют необходимого представления ни о самом заикании, ни о причинах его возникновения, ни о путях преодоления. Это неизмеримо затрудняет достижение положительных результатов логопедической работы, поскольку и сами заикающиеся, и окружающие их люди чаще всего невольно противодействуют этому в силу отсутствия у них необходимых знаний. Основной задачей данной книги является восполнение этого пробела путем донесения в доступной для неспециалистов форме необходимых для них сведений о заикании, путях его преодоления и профилактики. 

Книга рассчитана на родителей заикающихся детей, на педагогов дошкольных и школьных учреждений и на самих заикающихся, достигших соответствующего возраста. Может быть рекомендована также логопедам и студентам дефектологических факультетов педвузов.

Заикание (логоневроз). Симптомы, диагностика и лечение.

Более 10 лет наш Центр помогает вылечить заикание. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения.

Логоневроз или по-другому заикание — часто встречающаяся разновидность нарушения речевого поведения, вызванная проблемами в психологической сфере. Заикание — отсутствие согласованной работы органов воспроизведения речи и системы управления речью. Никаких органических повреждений или патологий речевого аппарата в данном случае не наблюдается. Ребенок, страдающий логоневрозом, во время проговаривания постоянно делает остановки, запинается, повторяет слова или растягивает гласные. Часто логоневроз сопровождается неконтролируемым морганием, дрожью в челюсти, напряжением мышц лица. Судороги органов речи ведут к нарушению дыхания и темпа речи.

Заикание обычно проявляется в 3-5 лет. Именно в это время психика ребенка особо восприимчива, а развитие речи идет семимильными шагами. Только у 2% детей в возрасте 5-6 лет наблюдается это отклонение. В 6-14 лет новых случаев заикания почти не отмечается. А вот подростки в возрасте 15-17 лет входят в “группу риска”. Это связано с изменениями психики во время вхождения в пору полового созревания. Риск заикания у мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек.

Во время заикания ребенок не испытывает боли, но чувствует сильный психологический дискомфорт. Напряжение постоянно возрастает, ведь ребенок не может правильно выразить свою мысль. Положение усугубляется насмешками и обидными выпадами со стороны сверстников. “Заика” стыдится своей особенности и замыкается в себе.

Причинами логоневроза могут быть тяжело перенесенные ребенком инфекционные заболевания, некорректная работа эндокринной системы; нарушения в работе ЦНС, возникшие во время внутриутробного развития, родовые травмы. Также встречаются случаи несвоевременного введения второго языка еще до того, как ребенок освоил родной. Но чаще всего причина кроется в детских страхах, нервных потрясениях, психических срывах. Неправильно выбранная родителями методика воспитания ребенка: неоправданно завышенные требования, излишняя строгость, противоречия в суждениях родителей, отсутствие ласки и заботы, постоянный стресс.

При тоническом логоневрозе ребенок делает длительные паузы во время речи. Преодолевается этот “барьер” очень тяжело.

Для клонического типа характерны частые навязчивые повторения слов и звуков.

Существует также смешанная форма логоневроза, включающая проявлением обеих форм.

Симптомы логоневроза

Паузы в речи, либо частые повторения звуков, спазмы гортани, губ, языка, судороги, моргание, нехватка воздуха, “гримасы”, потливость. Все это симптомы заикания. На психологическом уровне добавляется постоянное чувство тревожности, страх, боязнь попасть впросак, чувство неполноценности, бессонница, отсутствие аппетита.

Симптомы проявляются по нарастающей. Сначала это эпизодические факты, потом периодически возникающие, а затем стабильные повторения. Ситуация усугубляется в период нервного возбуждения.

Диагностика и лечение логоневроза

Самое главное, что необходимо понимать родителям — логоневроз излечим. Главное вовремя обнаружить симптомы приближающегося недуга и не дать ему окрепнуть в организме ребенка. Согласно статистике, более половины дошколят, родители которых обратились за помощью к специалистам, уже через год-два полностью избавляются от заикания. В случае обращения после 5 лет, когда заикание стало печальной нормой жизни ребенка, лечение идет медленнее.

Почему выбирают Центр “АКМЕ” для лечения логоневроза

Центр “АКМЕ” более 10 лет занимается лечением логоневроза на всех стадиях развития. Не только дети, но и взрослые, регулярно посещающие Центр, полностью избавляются от заикания.

Лечение начинается с первых минут нахождения пациента в Центре. Мы знаем, насколько важно чувство защищенности и комфорта для детей, страдающих заиканием. Поэтому Центр выглядит не как больница, а наши специалисты не носят белые халаты. Занятия проходят в игровой форме, ребенка окружает дружественная атмосфера.

Центр “Акме” работает по безмедикаментозным методикам. В случае с логоневрозом лекарства, в том числе противосудорожные, дают лишь временный эффект. Поэтому наши специалисты только в крайних случаях прописывают те или иные препараты. Залог успеха — грамотное сочетание логопедического комплекса, психологической помощи, использования достижений аппаратного лечения, дыхательные упражнения, гимнастика и массаж. К вашим услугам психологи, нейропсихологи, логопеды, остеопаты и другие специалисты, которые при комплексной работе позволяют избавиться от недуга.

Лечение логоневроза — это четко выверенный комплекс практических занятий, разрабатываемый индивидуально для каждого пациента. Во время составления программы нашими специалистами учитывается возраст, степень развития заболевания, а также выясняются причины, послужившие катализатором.

В Центре “Акме” ребенок не чувствует давления или навязывания со стороны врача. Занятия проходят не за столом, а в свободной игровой форме. К каждому маленькому пациенту подыскивается свой “ключик”: ребенок чувствует себя в кругу друзей, а не на приеме у врача.

Родители и близкие активно включаются в процесс выздоровления. Занятия в стенах центра дополняются “домашней работой”, позволяющей быстрее достигнуть желаемых результатов.

Не допустите, чтобы Ваш ребенок чувствовал себя неполноценным среди сверстников. Социальная изоляция в детстве может отложить отпечаток на всю последующую жизнь.

Подарите малышу и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

www.akmecenter.com

Все заболевания на «З» — Справочник заболеваний

Заикание — что это такое?

Заикание – дефект речи, характеризующийся тем, что человек запинается при разговоре, несколько раз произносит один и тот же слог, и все это создает значительные трудности в общении.

Детское заикание, как правило, обнаруживается в период интенсивного формирования речи.

По характеру течения выделяют:

  • невротическое заикание – наличие выраженного дефекта произношения (нечленораздельность речи), люди с этой формой заикания начинают говорить позже своих сверстников;
  • неврозоподобное заикание – наличие в речи элементов заикания, возникающих только при провоцирующих факторах (стрессовые ситуации).
  • В настоящее время многих людей интересует, возможно ли устранение заикания. К сожалению, точные причины возникновения заболевания до сих пор не выяснены, но врачи предполагают, что среди них:

  • неправильное речевое развитие (слишком быстрая речь, нечеткое произношение слов);
  • наследственная предрасположенность;
  • повышенная активность речевых центров головного мозга;
  • нарушения режима сна, питания;
  • осложнение перенесенных заболеваний (рахита, коклюша);
  • перенесенные стрессовые ситуации (внезапный испуг, нападение собаки, развод родителей);
  • переживания, травмы, неблагоприятные условия жизни матери в период беременности.
  • Симптомы заикания можно разделить в зависимости с формой:

  • тоническое заикание – во время разговора формируются своеобразные паузы (будто человек не может произнести следующий слог в слове) или человек растягивает отдельные слоги в словах;
  • клоническое заикание – во время разговора заикающийся человек неоднократно повторяет отдельные звуки, слоги или слова;
  • смешанное заикание – при таком заикании в равной степени присутствуют признаки как тонического, так и клонического заикания.
  • Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

    Чтобы установить, как избавиться от заикания, логопед проводит общий осмотр и беседует с пациентом, чтобы установить тип нарушения и провоцирующие факторы.

    Лечение заикания включает в себя:

  • занятия с логопедом (медленная речь, разработка плавности речи);
  • дыхательную гимнастику (обучение правильному ритму дыхания во время разговора);
  • успокоительные препараты.
  • Дополнительно могут потребоваться консультации психотерапевта, психолога.

    Если своевременно не определить, как вылечить заикание, это может привести к эмоциональным травмам ребенка.

    Чтобы в будущем не потребовалось лечение заикания у детей, рекомендуется:

  • самостоятельно заниматься с ребенком развитием речи;
  • своевременно обращаться за помощью к логопеду;
  • обеспечивать спокойную психо-эмоциональную ситуацию в семье.
  • nsk.medcentr.online

    Заикание. Причины, виды, лечение патологии.

    Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

    Анатомия и физиология речи

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.

    Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.

    Механизм формирования речи

    В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

  • Вверх