Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Женское мнение: россиянки не ищут советов в глянцевых журналах

Женское мнение: россиянки не ищут советов в глянцевых журналах
logo

Работающие женщины всегда стараются выглядеть красиво, а вот после выхода на пенсию, к сожалению, некоторые «расслабляются» и превращаются в типичных бабушек. Но только не в Европе! Здесь дамы элегантного возраста (не все, конечно, но многие) активно путешествуют, ищут интересные хобби и удивляют модными образами. Путешествия и хобби — дело личное, и не последнюю роль здесь играет достаток, а вот секреты стиля у европейских пенсионерок точно стоит перенять!

1. Удобная обувь

Европейские женщины всех возрастов очень ценят удобство. Особенно комфорт важен для женщин 50+. И это правильно: дама элегантного возраста может себе позволить не гнаться за трендами, а ориентироваться на собственные ощущения. А с чего начинается удобство? С обуви, конечно же!

Удобная обувь — это пара на плоском ходу. Но забудьте о тупоносых босоножках, как у бабушек, и старомодных мокасинах, которых полным-полно в наших обувных магазинах. В Европе нет понятия «возрастная» обувь. Местные модницы 50+ носят ту обувь, что и молодые красавицы. И выглядит это стильно.

Обзаведись парой кроссовок или кед. Сейчас такую обувь можно вписать в любой образ: их сочетают с платьями, брюками, пальто. Но за кроссовками не стоит идти в специализированный спортивный магазин: вам нужна городская модель, которая продается в обычном обувном. Дамам элегантного возраста стоит выбирать темные или белые модели без вставок: они подходят под все.

Также в обувном шкафу женщины 50+ должны быть ботинки-челси, броги, лоферы, удобные босоножки на плоском ходу. Такая коллекция позволит в любой ситуации выглядеть стильно и при этом чувствовать комфорт.

Европейки часто носят в городе кроксы, ссылаясь на удобство. Но стилисты категорически против такой обуви в мегаполисе. Слушайте стилистов! Городские образы с кроксами, и правда, выглядят странновато. А вот на природе или на пляже «крокодилы» будут уместны.

2. Современная одежда

Европейские пенсионерки выглядят современно. В их образах чувствуется стиль и любовь к себе. В Европе не увидишь зрелых женщин, которые донашивают платье, купленное лет десять назад. Или красуются с потертой сумкой двадцатилетней давности. Или достают пальто своей молодости, бережно хранимое на антресолях, и выходят в нем на люди. У нас такое сплошь и рядом.

Старые вещи нужно выбрасывать. Неактуальные модели, устаревший крой, заношенная одежда — все это превращает женщину в типичную старушку. У европейских пенсионерок стоит поучиться выглядеть современно, следить за трендами и примерять на себя самые подходящие из них. Помните, что возраст стильной женщины не так просто определить, а вот старомодная одежда добавляет с десяток лет.

Европейки стильно выглядят даже на отдыхе. А теперь вспомните, в чем вы ходите на даче. Если туда перекочевали растянутые футболки, жуткие спортивные костюмы из 90-ых и прочее старье, пора исправлять ситуацию. Обновите наряд для загородного времяпрепровождения: простая хлопковая футболка прямого кроя, легкие укороченные брюки, кроссовки — и вы почувствуете себя моложе!

3. Стиль кэжуал

Европейские женщины элегантного возраста предпочитают стиль кэжуал. Его любят за простоту и удобство. Кэжуал лукам присуща легкая небрежность, уместная в повседневных ситуациях. Умению собирать комплекты с акцентом на практичность стоит поучиться у европейских пенсионерок, ведь зрелая женщина в кэжуал нарядах выглядит актуально и молодо.

Для стиля характерны натуральные ткани и неброские цвета. Выбирайте одежду благородных оттенков. Молочный, айвори, серый, оливковый, бежевый, хаки, папоротниковый, темно-синий, пыльно-голубой — вот идеальная палитра для кэжуал луков. Яркость не приветствуется даже в аксессуарах. Но зрелым женщинам следует нарушать каноны и расставлять яркие акценты, иначе образ получился слишком блеклым и невзрачным.

Кэжуал невозможно представить без денима. Идеальные джинсы — с высокой посадкой, прямого кроя, без декора — выручат в любой ситуации. В кэжуал луках редко присутствуют принты, допускаются только простейшие варианты: полоска, клетка, горошек. Выглядеть стильно поможет многослойность: запаситесь удлиненным кардиганом, стильным тренчем, пиджаками мужского кроя.

4. Детали решают

Европейские дамы в возрасте не стесняются носить крупную бижутерию. И правильно! Аксессуары делают образ интереснее. Почему именно бижутерия, а не ювелирные изделия? Считается, что ювелирка (особенно золото, да еще и с бриллиантами!) требует особого случая и соответствующего наряда, а бижутерия идеально подходит под повседневные кэжуал образы, которые так любят европейки. Попробуйте поэкспериментировать с аксессуарами, вы удивитесь, насколько преобразится ваш стиль! Украшения способны осовременить образ, подчеркнуть индивидуальность, а это — минус десять лет сразу.

Иногда со стороны кажется, что европейки не умеют носить аксессуары. Например, сочетание элегантного платья и яркой пластиковой брошки в виде пчелы многим выдается неуместным. Однако европейская мода не терпит консерватизма: здесь любят эклектику, и чаще всего она выглядит органично.

5. Стареть красиво

Безусловно, в любой стране есть женщины, которые не заботятся о внешнем виде. Однако большинство европеек стареет красиво, даже если с морщинами и сединой. В европейских странах пропагандируется возрастная красота. Здесь есть модельные агентства для зрелых дам. Барышни далеко за 50 появляются на обложках глянцевых журналов, и фотографы не спешат ретушировать их морщины, ведь красота кроется в другом.

Стареть красиво — это элементарная ухоженность. Неважно, сколько тебе лет, следить за собой нужно всегда. Ухоженные руки, коррекция бровей, опрятные волосы — это куда важнее тонны макияжа, ботокса и прочих ухищрений спрятать возраст. Женщина, ухаживающая за собой, всегда выглядит моложе своих лет. Если к этому добавить позитивный настрой, то никто не поверит цифре в паспорте!

Как завоевать любовь армянского мужчины

Кому-то удается привлечь внимание армянина легко и непринужденно, а кто-то, несмотря на все усилия и попытки, терпит поражение. Итак, постараемся ответить на вопрос: как завоевать любовь армянского мужчины?

Что представляет собой армянский мужчина?

Характер армянского мужчины

Сначала нужно выяснить, а что именно мы знаем об армянских мужчинах?

В наших мыслях прочно поселился образ рокового красавца, обладающего пылким темпераментом и трепетным отношением к женщине. На самом деле армянские мужчины не сильно выделяются среди мужчин других национальностей. Отличает армян резкая смена настроения, ревность, безусловная харизма, верность традициям, почитание семейных связей, трудолюбие. Это основные характеристики, полученные от женщин, проживающих или общающихся с мужчинами этой национальности. Армяне, проживающие в городах России, более социализированы, чем их соотечественники, проживающие на Родине. Но, необходимо помнить, что каждый человек – это индивидуальность и люди армянской национальности не исключение.

Прежде чем выяснять, как завоевывать любовь армянского мужчины, нужно уточнить, как можно привлечь его внимание к своей персоне. Неизвестны факты, что армянские мужчины предпочитают определенный тип женщин. Поэтому не имеет смысла перекрашиваться из блондинки в брюнетку, худеть или поправляться. Армянина может привлечь в женщине загадочность, либо наличие изюминки, которая вроде бы и видна, но не разгадана. Этим вы сможете его заинтриговать и вызвать к себе интерес. Если ваша встреча носит случайный характер, и вы хотели бы завязать отношения с этим человеком, ни в коем случае не навязывайтесь ему, постарайтесь ненавязчиво подтолкнуть его к действиям и затем весьма неохотно уступите его просьбе. Ведите себя, как можно более неприступно, это подтолкнет его к дальнейшим действиям, ведь армянские мужчины по сути своей завоеватели. Загадочность, неприступность и ухоженный внешний вид – ваше основное оружие на первом этапе к цели.

Как же завоевать любовь армянина?

Как влюбить армянина

Итак, теперь необходимо закрепить полученный результат и перейти на новую ступень отношений с предметом вашей мечты. Нужно его постараться привязать к себе. Научитесь готовить его любимые блюда и выучите армянский язык, это ему польстит и вам будет гораздо проще общаться с его семьей при дальнейшем знакомстве с родными и близкими. А такое знакомство обязательно состоится. И чтобы ваши отношения стали как можно прочными и долговечными нужно понравиться родителям вашего армянского мужчины. Именно мнение его семьи сыграет решающую роль в ваших отношениях. Какую бы привязанность молодой человек к вам не испытывал, он сможет разорвать с вами отношения, если так решит семья.

Вам нужно будет показывать вашему партнеру, что именно он играет главную роль в ваших отношениях, но не давайте ему лишать вас собственного мнения. Это вызовет его уважение к вам, и он будет гордиться тем, что независимая во мнении девушка признает его главой в отношениях.

Вы приложили массу усилий к тому, чтобы получить любовь армянского мужчины. А что вы получите взамен? Армянские мужчины, как правило, хорошо воспитаны, с ними интересно общаться, они красиво ухаживают и проявляют заботу. Если вы планируете создать с ним семью, то по статистике армяне хорошие мужья, заботливые отцы, которые семью ставят на первом месте. Они уважают жену и ее мнение.

Эти советы вовсе не являются руководством к действию, поскольку каждый человек это, прежде всего сформировавшаяся личность со своими принципами и мировоззрением, и, соответственно, к нему нужен особый подход. Но, эти советы смогут помочь вам лучше понять мысли, чувства и привязанности армянина, что в будущем поможет вам создать и укрепить ваши отношения с любимым мужчиной.

www.allwomens.ru

Отношение русского народа к беременной женщине

В современном мире происходят такие быстрые изменения, что порой мы теряемся от того, что привычный нам образ жизни перестает находить понимание у окружающих. Особенно тяжело бывает, когда эти изменения затрагивают базовые жизненные ценности.

К таким ценностям относится, к примеру, рождение ребенка.

Ценности гедонизма, индивидуализма и эгоизма перестали шокировать окружающих. Напротив, стремление к личному удовольствию и счастью, а не к созданию крепкой семьи, стало модным среди нескольких поколений молодых людей. На снижении ценности ребенка в жизни женщины сказывается и разобщение молодой семьи со старшими поколениями. Как ни странно это может показаться, но культуры, в которых почитают старших и трепетно относятся к их мнению, поддерживают с ними постоянный контакт, рождение детей остается по-прежнему важной ценностью. Достаточно обратить свой взор на Китай, в котором крепкая связь поколений способствует демографическому росту.

Все эти обстоятельства способствовали тому, что поменялось и отношение русского народа к вопросам беременности и деторождения. Сейчас нередкими стали ситуации, когда первый младенец, которого женщина берет на руки, это ее собственный ребенок. Она не училась пеленать или общаться с новорожденным на примере сестер и братьев, и потому ей приходится осваивать азы материнской мудрости по книгам, журналам и статьям в интернете. Не случайно же глянцевые журналы о детях и беременности стали пользоваться огромной популярностью среди молодых мам: по ним они учатся тому, чему раньше учились от родственников или родителей.

Несмотря на все изменения, которые происходят в обществе по поводу вопросов деторождения, отношениям русского народа к беременной женщине могут позавидовать другие страны. Каждая медаль имеет две стороны, так же как и нет худа без добра. Молодые мамочки, став более образованными и получив доступ к литературе по беременности и уходу за малышом, стали более смелыми. Теперь к беременной женщине не относятся как к больному человеку, как это было раньше. Будущая мама может почти до самых родов заниматься фитнесом, учиться водить вертолет как супермодель Жизель Бундхен, или осваивать новые балетные па, как Анастасия Волочкова. Это безусловно положительное изменение в отношении к беременной даме, позволяет женщинам не выпадать из ставшей важной для них общественной жизни. А кроме того, исследователи вопросов материнства и детства отмечают, что активная работа и развлечения во время беременности лучше сказываются на психологическом и физиологическом состоянии будущего ребенка, чем пассивное сидение дома. Конечно, в том случае, если будущая мамочка знает меру в загрузке себя любимой интересными делами и развлечениями и не страдает физическими недомоганиями. Сейчас стал модным термин «осознанная беременность», который подчеркивает тот факт, что современная женщина хоть и стала рожать реже, зато нередко подходит к этому волнующему событию более морально, материально и психологически подготовленной.

Отдельный вопрос, который важен для любой будущей мамы и ее окружения, это вопрос воспитания будущего ребенка. С одной стороны, дети работающих мам нередко становятся «бабушкиными детьми». С другой стороны, психологи отмечают, что расширение так называемых институтов социализации благотворно влияет на развитие малыша. Попросту говоря, если мама работает и не желает бросать свои хобби после рождения ребенка, то такое дите, как правило, общается с большим количеством людей с самой ранней стадии развития. Мама, папа, бабушки, няни в первые годы жизни, потом различные клубы раннего развития, кружки и детсады позволяют ребенку лучше включиться в головокружительный поток современной жизни. Усвоив с молоком матери ценности активного образа жизни, такой ребенок с рождения привыкает быть вовлеченным в разные типы общения и разные типы занятий, находится в разных кругах общения, а значит, получает более разнообразные модели поведения. Его образ жизни и ценности матери приходят в гармонию, потому что с детства он получает не только пример для подражания, но и навыки активной социальной жизни.

Трудно сказать, как будет развиваться отношение к беременным женщинам и рождению детей в будущем. История богата примерами, показывающими, что развитие этого отношения идет по спирали. Семейные ценности то возрождаются, то отходят на задний план. Так что нельзя исключать такого хода развития событий, когда дети карьеристок, осмыслив свою жизнь и свое детство, сформируют поколение женщин и мужчин, более нацеленных на создание крепкой семьи, нежели их родители, имеющие совсем иные интересы.

www.allwomens.ru

Отношение Есенина к революции и социальным идеям, политике больше­виков

Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике больше­виков? Как это отразилось в творчестве?

В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществит­ся вековая мечта крестьянина о свободном, радостном патриархальном труде на своей земле. В духе времени богоборческие и богостроительские мотивы ненадолго входят в его стихи 1918 года. Реальное развитие рево­люции обернулось разрушением всех основ националь­ной жизни. Все это привело к изменениям политиче­ской позиции Есенина. Иными в 1920-1921 годах ста­новятся настроения его стихов.

В маленьких поэмах «Сорокоуст», «Исповедь хули­гана», стихотворениях этих лет возникает образ «же­лезного гостя», символизирующий безжалостное раз­рушение «милого, родного», живого мира.

В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древ­ний…» Есенин размышляет о судьбах крестьянства. Враг побеждает, крестьянский мир обречен:

Зверь припал… и из пасмурных недр

Кто-то спустит сейчас курки…

Вдруг прыжок… и двуногого недруга

Раздирают на части клыки.

Народная, крестьянская Россия противостояла си­лам разрушения до конца. В этом стихотворении поэт говорит о своем кровном, смертном единстве с этим ми­ром, единстве в любви и ненависти.

О, привет тебе, зверь мой любимый!

Ты не даром даешься ножу.

Как и ты — я, Отвсюду гонимый,

Средь железных врагов прохожу.

Как и ты — я всегда наготове,

И хоть слышу победный рожок,

Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок.

Есенин был человеком цельного душевного пережи­вания. А состояние его души определялось прежде все­го восприятием происходящего на родной земле. Ли­рико-философские миниатюры, стихотворения иной жанрово-стилевой принадлежности приобретают пе­чально-элегическое звучание:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

(«Не жалею, не зову, не плачу…»)

Важный образ этого стихотворения созвучен цен тральному в «Сорокоусте»: «розовый конь» — «красногривый жеребенок». Судьба родины и состояние души поэта неразделимы. Он пел, «когда был край Moй болен», мог выразить нездоровые настроения сам. Но нравственных ориентиров не терял. И это позволяло надеяться на понимание и прощение.

Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

(«Мне осталась одна забава…»)

После возвращения из-за границы в жизни поэта был недолгий период возрождения надежд на окончание со­циальной бури. Мира, покоя хотелось не только лирическому герою стихотворений Есенина, но всему народу.

Попытки вглядеться в жизнь новой России, осмыслить собственное место в ней отражены в стихотворениях «Возвращение на родину», «Письмо к женщине», «Русь советская». Весьма противоречивые чувства наполняют лирические стихи Есенина 1924-1925 годом.

Он с радостью готов запечатлеть приметы возрождаю­щейся жизни: «Несказанное, синее, нежное… / Тих мой край после бурь, после гроз…» Но крепнет грустная уверенность, что ему места в новой жизни нет.

Одним из лучших по глубине чувства и совершенству его поэтического воплощения стало стихотворение «От­говорила роща золотая…». Оно написано в традицион­ной для Есенина манере. Жизнь души лирического героя

слита с миром природы. Шелест увядающих листьев, шум осеннего ветра, крики улетающих птиц лучше слов говорят о состоянии и переживаниях героя. Он не видит утешения в собственном прошлом и настоящем:

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И только природа родного края по-прежнему дарит успокоение измученному духу, зовет к пониманию, прощению, прощанию:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром обметая,

Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

sochineniye.ru

Как относятся к русским в Азербайджане?

Возник такой вопрос, после того, как увидел по телевизору какой-то фильм, где россиянка приехала в Баку, и на неё накинулись с криком «Убирайся вон из Баку, русская проститутка!». Интересно, может ли подобное произойти в реальности?

Я на этот вопрос так отвечу это агитация и абсурд полный. В Азербайджане живут, большое количество русских вышли замуж и живут себе. В Азербайджане уже давно есть русские школы, даже есть село Иванов ка и там живут населения русских. Многие люди такие вопросы задают, потому что хотят превратить реальную любовь между россиянами на политической основе и перемешать суть ситуацию. Но этого не получиться, потому что много русские сейчас живут в Кавказе и создать смешной аншлаг это невыносимо и прикольное. Азербайджанцы дружелюбный народ и за дружелюбие, а купировали территория соседи. Но, не смотря на такое поведения, соседи кавказцы хотят мирно жить. Конечно же, любовь к России всегда был и будет это соседняя государство, который всегда поддерживает за братство. Ну, писать такие смешные вещи это неправильно и смешно нужно смотреть в реальность.

Азербайджанцы, как и все люди — разные. Но, как большинство кавказских и закавказских народов, азербайджанцы подвержены клановым и родовым традициям. Если старейшина или уважаемый человек скажет то-то и то-то, большинство станет слепо выполнять его призывы. Большинство, но не все. Во время армянских погромов были мародёры, но были и такие азербайджанцы, которые укрывали у себя армянские семьи.

Во время московских событий на известном оптовом овощном рынке, когда было принято решение о его закрытии. из Баку раздались прямые угрозы, направленные на русскоязычных азербайджанских граждан, проживающих в Азербайджане испокон веку. Русскоязычная община, а это в основном русские и украинцы, насчитывает до 200 тысяч человек, проживающих компактно в своих населённых пунктах. Надо сказать, что это подлый нечестный приём решения конфликтов. И очень неумный, так как в России на постоянной основе проживают миллионы азербайджанцев. Мне почему-то кажется, что не власти в Баку, а именно российские азербайджанцы в зародыше погасили назревающий конфликт, охладив чьи-то горячие головы в Закавказье. Россия сможет принять 200 тысяч беженцев и наделить их землёй и работой, а сможет ли Азербайджан принять 2 миллиона беженцев и обеспечить, если не землёй, то хотя бы трудоустроить?

Оскорблять женщину — себя унижать,это недостойное для мужчины занятие, тем более недостойно истинного кавказца. И совсем не важно, какой национальности женщина и по какой причине у кого-то возникло спонтанное желание публично оскорбить женщину. К сожалению, эта кавказская традиция потихоньку уходит в историю и на улицах кавказских городов воцаряется хамство и бескультурье.

www.bolshoyvopros.ru

«Умер какой-то святой»

В эти дни  в село Ракитное Белгородской области, где жил и служил о. Серафим, невозможно было попасть: автобусные рейсы отменили, как объявляли власти, «из-за большой аварии», билеты на поезда московского направления до Белгорода перестали продавать. Причину в билетных очередях объясняли так: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой».

«Ты сухого привезла, шкелета»

В село Ракитное старец приехал после 15 лет лагерей и ссылок осенью 1961 года. Староста Никольского храма Мария, недовольная непредставительным видом нового настоятеля, выговаривала и даже била Екатерину Лучину, хлопотавшую о новом священнике: «Ты сухого привезла, шкелета!». Вскоре староста Мария умерла. Шла со службы, случился приступ, она упала лицом в грязь и уже не поднялась».

В доме, где поселили батюшку, было не топлено, он сидел на полу и обмакивал в консервную банку сухарь. А рядом, в храме, из разбитого купола шел снег.

Электричества не было, свечей вначале тоже. Богослужения разрешили только в ночное время, — чтобы от работы в колхозе народ не отвлекать. Отец Серафим, знавший службу наизусть, служил в совершенной темноте, причем всегда произносил проповедь. Позже внук спросил его: «Для кого же ты говорил?». Батюшка ответил: «Но ведь в темноте кто-то мог быть. Для них и говорил».

Священник ради Иисуса, а не хлеба куса

Архимандрит Серафим (Тяпочкин, 1894-1982) родился в дворянской семье, в Варшавской губернии: отец надворный советник, отставной полковник Александр Иванович Тяпочкин, мать Элеонора Леонардовна, в девичестве Маковская из знатного польского рода, дочь премьер-министра Польского правительства, перешедшая в Православие.

Отец часто брал с собой на богослужения в духовное училище. Маленький Дмитрий обратил внимание на святой образ преподобного Серафима Саровского. Он долго всматривался в икону, а затем сказал отцу, что хочет быть таким же, как этот святой. Через 50 лет, подав прошение о постриге, о. Дмитрий приписал: «Если не будет с моей стороны нарушением послушания, прошу дать мне при постриге святое имя преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитаю своим небесным покровителем». Просьба священника была исполнена.

Дмитрий Тяпочкин окончил духовное училище, Холмскую духовную семинарию, а в 1917 году был зачислен в Московскую духовную академию, но ее закрыли в 1919 году.

Дмитрий уезжает на юг России в Екатеринославскую область и работает учителем. Там он встретил свою будущую жену Антонину, преподававшую в школе математику.

В 1920 году молодые обвенчались. Брак был счастливым. У о. Дмитрия и Антонины родилось два сына и три дочери.

В 1920 году Дмитрия рукоположили в иерея. Времена были тяжкие, гражданская война, церковная смута, и о. Дмитрий отказывается от денежных пожертвований за исполнение церковных треб: крещения, венчания, отпевания. Двое его сыновей во младенчестве умирают с голоду.

В 1933 году, в 39 лет о. Дмитрий овдовел: от туберкулеза умерла матушка Антонина. О. Дмитрий остался один с тремя дочерьми-подростками. Подрабатывал сторожем. Не раз ему предлагали уйти на светскую работу, как это сделали шесть пастырей его благочиния, устроившись бухгалтерами, служащими. Отрекались от Бога и через газету. О. Дмитрий говорил: «Всегда служить – мой пастырский долг, а трудно сейчас всем».

«Скорблю о себе, скорблю о детях своих, о пастве своей»

В 1941 году отца Дмитрия арестовали и отправили в лагерь на 10 лет за «религиозную агитацию». Но и в лагере он продолжает служить: исповедует, крестит, отпевает, даже венчает. Потихоньку совершает богослужение наизусть, отвечая на самые разные вопросы узников. Заключенные не только хранили тайну его служения, но и бывшие уголовные преступники создали из своей среды «охрану» для батюшки.

Находясь в ссылке, батюшка писал родным: «Душа моя скорбит смертельно. Вспоминая Гефсиманский подвиг Иисуса Христа, нахожу утешение и своей скорбящей душе… Скорблю, скорблю тяжело; скорблю о себе, скорблю о детях, сродниках своих, скорблю о пастве своей, скорблю о чадах своих духовных, скорблю о любящих, помнящих обо мне и ожидающих моего возвращения ныне. Но совершилось то, о чем я горячо и усердно молил Господа, “да мимоидет от меня чаша сия”»

Но именно в эти тяжкие годы о. Дмитрий чувствовал, что он, как чаша, постепенно, по каплям, наполняется благодатной, данной свыше любовью к Богу и людям.

А вместе с тем становится простым и совершенно не помнящим зло, которое ему причиняли.

Время заключения приближалось к завершению. Следователь поинтересовался у отца Дмитрия о его планах после освобождения. Батюшка искренне ответил: «Я священник – служить намерен». «Ну коль служить, так посиди у нас еще немного», — рассудил следователь и прибавил пять лет. О. Дмитрию предлагали уйти от Христа тихо. Он мог сказать: устроюсь как-нибудь. Но о. Дмитрий ответил как исповедник.

«Я горел желанием возвращения в родные места, желанием видеть родных, дорогих и близких, но, увы, получил назначение в Красноярский край, — писал о. Дмитрий в письме духовной дочери. —  … Старость моя не приспособлена к таковой жизни. Приближается зима, суровая и продолжительная. Да будет воля Твоя. Верю, что Господь всегда со мной, служителем Его. Верю, что Он не оставит меня».

Пасха в лагере

На месте ссылки о. Дмитрия недалеко был действующий храм. Однажды на Пасху произошло событие, о котором батюшка всегда рассказывал со слезами. О. Дмитрий зашел в храм, вдруг к нему подошел настоятель, пригласил в алтарь, дал облачение, и они вместе служили пасхальную службу.

Как выяснилось, настоятелю этого храма отцу Митрофану во сне было откровение о том, что остриженный узник в телогрейке, стоящий в дверях храма, — священник, и повеление пригласить его служить. После этого богослужения отец Митрофан неоднократно приглашал ссыльного священника ему сослужить, рискуя собственным положением и свободой.

Там, где белые медведи

В лагере стало известно, что «заключенный Тяпочкин» служил в храме. О. Дмитрия вызвали к начальству и предложили «отречься от Бога». После отказа о. Дмитрия сослали выше по Енисею, на лесосклад, «туда, где белые медведи» — как он потом рассказывал своим духовным детям. Заключенные прощались с о. Дмитрием, потому что знали: туда отсылают неугодных лагерному начальству на смерть и еще никому не удалось возвратиться.

«Везли нас водой, затем выбросили на берег, где только небо, снег и лес, — вспоминал батюшка. – Слава Богу, что я с детства приучился мало есть, крошку съем с молитвой и подкреплюсь, а другие от недоедания умирали. Я был так слаб, что даже не мог ничего поднять. Тогда мне сказали: а ты, поп, сторожи лес, чтобы его не украли. А кому его красть? Я понял, что обречен на погибель, на растерзание зверям…

И вот однажды увидел, что на меня идут медведи. Я поднял два креста.

Стою с этими крестами, медведи подошли совсем близко ко мне и остановились. Посмотрели на меня, стали озираться по сторонам и ушли. Так крестами я спасся».

Пастырь в поисках места службы

Только в 1956 году о. Дмитрия освободили. Он вернулся совершенно больным человеком: легкие отбиты, поражены все внутренние органы, хроническая простуда, удушающий кашель. Когда его старшая дочь Нина Дмитриевна, сама врач, побывавший на войне, увидела отца после ссылки, — упала в обморок.

— Что ты будешь делать дальше? — спросили его родные. – Конечно, служить Богу, — ответил о. Дмитрий. – Папочка, отдохни, полечись. Мы так устали от прошедшей войны, только тебя нашли, а ты опять уходишь!. – Я всегда был и буду с вами,  мои родные сиротки, всегда, — отвечал о. Дмитрий.

После ссылки о. Дмитрий служил в нескольких храмах и отовсюду его снимали за «популярность у народа», и в конце концов запретили служить. В такой ситуации разрешение мог дать только патриарх. Отец Дмитрий поехал в Москву.

Целый месяц жил на вокзале, ожидая аудиенции у патриарха, пока в приемной патриарха епископ Курский и Белгородский Леонид (Поляков) не пригласил его служить в своей епархии.

А через некоторое время о. Дмитрий был переведен на приход в Свято-Никольский храм села Ракитное, где прослужил до самой смерти. В 1960 году о. Дмитрий принимает монашество, оставаясь служить на приходе.

У него не было первых и вторых

Восстановление храма о. Серафим начинает не со стен и купола, не с хозяйственных хлопот, а с молитвы. «Казалось, надо бы, не мешкая, браться за ремонт, искать людей, средства, материалы. Но батюшка не прикладывал никаких видимых усилий, чтобы развернуть восстановительные работы. Только – каждодневная молитва», — вспоминала келейница арх. Серафима мать Иоасафа.

И со временем все стало налаживаться: пришли люди и сами предложили помощь.

Храм отремонтировали, провели электричество, а один из лучших иконописцев нашего времени арх. Зинон (Теодор) расписал стены и купол храма. Вскоре образовался приход.

«Все люди без исключения имели право на его любовь, — писал духовный сын отца Серафима. – У него не было первых и вторых, все были первых, все желанные; каждый человек – образ и подобие Божие, значит, он достоин уважения и любви».

Для всех, кто окружал отца Серафима, опорой и поддержкой была его неиссякаемая молитва. Это чувствовали верующие и неверующие: местные сахарные заводы и предприятия работали без перебоев, на полях был отличный урожай, дожди выпадали в нужное время, в уборочную страду всегда стояла хорошая погода, тогда как в соседних районах выпадал и град и заморозок.

«Я не исцеляю, я молюсь»

Со временем о «монахе в миру», молитва которого выручает из самых сложных обстоятельств, стало известно далеко за пределами Белгородской области. Отчаявшиеся люди приезжали отовсюду, везли больных детей, родственников. Однажды к батюшке, шедшему в храм на службу, из толпы народа выскочила девочка со словами: «Исцели меня, отец Серафим!» Батюшка погладил ее по щеке и произнес: «Деточка, я не исцеляю, я молюсь».

«Всецелебная моя сила – Христос»! – восклицал в дни земной жизни великомученик Пантелеимон, и я, недостойный, тоже», — говорил о. Серафим. — Сколько раз приходилось исправлять ваши обращения с просьбой «исцелиться». Я только молюсь. И если  по молитве больные получают исцеления, скорбящие – утешение, то это от Господа. …Прежде же всего нужны вера и покаяние больного».

Но о. Серафим из опыта знал, что без помощи свыше человек не может по-настоящему ни видеть грехов своих, ни искренне, от сердца покаяться.

Поэтому сам, со слезами молил Бога о том, чтобы Господь послал благодать согрешившим. В общении с о. Серафимом человек постепенно начинал открываться, сам снимал свою маску, потому что с ним можно было только быть, а не казаться.

Он всем своим существом призывал тебя жить, быть живым и давал искру этой жизни. От него люди уходили согретыми, преображенными его миром и любовью.

Исповедуя, о. Серафим не давал епитимий, не делал строгих выговоров, не назначал особых молитвенных правил или постов, но умел дать почувствовать человеку, что необходимо изменить жизнь, расстаться с грехом и следовать воле Божией, потому что Бог хочет для человека самого лучшего.

Борьба с осуждением

Всей душой отец Серафим избегал греха осуждения и старался оградить от него своих духовных чад. Когда ему начинали рассказывать о нанесенном ущербе, обиде или оскорблении со стороны другого человека, старец просил молиться за обижающего.

Однажды представители советской власти, которых раздражало то, что в село Ракитное приезжает к отцу Серафиму много людей, приказали правящему епископу изменить сложившуюся ситуацию.

Архиерей прибыл на приход с инспекцией и обратился к духовным чадам старца: «Что вы сюда ездите? Какую вы тут святыню нашли? Святыни есть повсюду!»

Многих эти слова огорчили. За трапезой один из духовных чад отца Серафима хотел осудить архиерея, указать на его неправоту. Но как только он собрался произнести задуманное, батюшка его опережал словами: «Какой у нас хороший архиерей». За время обеда батюшкин защитник еще несколько раз пробовал «осудить» архиерея, но каждый раз батюшка ласково его предупреждал. А через некоторое время строгий владыка познакомился с отцом Серафимом поближе, исповедовался у него, и с тех пор стал его покровителем.

Когда общение с кем-либо теряло духовный смысл, батюшка часто выключался из разговора.

К нему приезжал священник, служивший «в верхах» и начинал рассказывать о «мелочах архиерейской жизни». Батюшка вставал из-за стола и уходил к себе в келью. Тогда священник приходил в келью батюшки и наклонившись над его ухом, продолжал свои рассказы, а о. Серафим засыпал.

Кротость батюшки была просто ошеломляющей. Был случай, когда строители, ремонтирующие храм в Ракитном, выпили в свой обеденный перерыв, захмелели и высказались в адрес проходившего мимо отца Серафима непочтительно. Свидетели этой сцены замерли. Но старец, неожиданно для всех, по очереди подошел к каждому рабочему, обхватывая его лицо руками, и целовал в обе щеки. Рабочие так изумились, что протрезвели, и немедленно отправились работать.

Любовь ко всей твари (про кота)

Как-то о. Серафим спросил у работающих на кухне при храме: «А где наш кот?». Ему ответили, что кот уже старый, беззубый, ловить мышей не может, к тому ж плешивый, проку от него никакого и потому его снесли в овраг. Батюшка помолчал, потом ответил: «Отыщите кота, вымойте, постелите ему чистую подстилку, и пусть живет на кухне, кормите его до самой смерти».

Весь храм плакал

Во время проповеди о. Серафим всегда плакал. И все плакали. Вспоминала одна из приезжавших к нему «за исцелением» матушка:

— Прихожу в храм, народу множество, сказали – жди конца службы, тогда о. Серафим выйдет. А я страдала головными болями, так голова болела, что ни работать, ни жить уже не могла. Ну, жду , служба дооолгая… И вот вышел старец говорить. Смотрю – говорит и плачет. И все вокруг плачут. Думаю, Господи, что за храм такой! А потом смотрю – сама плачу, прямо рыдаю, и от чего – не могу понять. Только какой-то свет на душе! А потом батюшка со мной поговорил, велел прийти на исповедь, причаститься и обещал, что голова моя пройдет. И действительно, боли ушли!

Батюшка говорил на проповеди очень простые слова. Но действовали не сами слова, а Святой Дух касался сердец и сердце смягчалось.

О. Серафим сам вел жизнь настолько чистую, что ничто не вставало между ним и Богом и потому Бог был всегда с ним, а сила Божия, сила Святого Духа, изливалась через о. Серафима на всех людей, верующих, неверующих.

Духовные дети вспоминали, что когда о. Серафим говорил проповедь, время как бы останавливалось, и им казалось, что они лично присутствуют на казни Христа, видят Голгофу, апостолов, Матерь Божию. Это про таких священников говорил Иоанн Златоуст: «Священник только уста открывает, а Дух Святой говорит». Пребывание в Святом Духе делало простую речь о. Серафима действенной, она трогала души, и душа приносила плоды.

Исцеление расслабленного

Однажды после окончания богослужения в храм принесли на носилках тяжелобольного мужчину, который совершенно не мог двигаться. Батюшка медленно приблизился к больному, побыл возле него и принес с алтаря напрестольный крест и елей. Помолившись над страдальцем, старец помазал его освященным елеем и осенил крестом. В тот же миг расслабленный почувствовал силы в своих мышцах и сел. Из церкви он уходил своими ногами, а родные ему лишь немного помогали. Некоторое время исцелившийся мужчина со своими спутниками жил возле храма, каждый приходил молиться, а в скором времени полностью вернулся к жизни. Очевидцем этого случая был священник Николай Хохлов.

«Нужно вымыть руки»

Один мужчина несколько раз пытался взять благословение у старца, но каждый раз тот его отправлял вымыть руки. Он шел, тщательно мыл руки, но получал тот же ответ. Наконец, мужчина не выдержал: «Батюшка, я ведь мыл руки, они чистые!..» Но отец Серафим мягко ответил: «Я вам не о физической чистоте говорю, вам надо покаяться и исповедоваться». Этот человек совершил тяжелое преступление и не раскаялся в этом.

Ответ трем молодым людям

О. Серафим скрывал свои духовные дарования: прозорливость, способность исцелять, которыми он, безусловно, обладал, по слову Господа: «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Евангелие от Марка: 16, 14). Дар прозорливости помогал ему предельно сокращать время беседы с посетителями. Старец шел среди людей на улице или в храме, и, подходя к кому-то, давал ответ на вопрос, который еще не был задан.

Однажды молодому человеку, кандидату физико-математических наук, спросившего старца: почему теперь никто не идет в священники (приблизительно в 1975 году), батюшка с улыбкой ответил: «Вот Вы и идите». Вопрошавшим был не кто иной, как нынешний ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. Такой же совет получили еще два гостя, сидевших тогда у батюшки за столом, – сотрудник Рублевского музея искусствоведения Александр Салтыков и выпускник физмата МГУ Николай Лихоманов.

Протоиерей Александр Салтыков сегодня – настоятель московского храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. А Николай Лихоманов — епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.

«Никакого ощущения себя нет»

Отец Серафим не давал своему телу отдыха в привычном смысле. Во время сильного переутомления он лишь не более двадцати минут мог позволить себе подремать на кровати, а затем снова становился на молитву. Старец как-то признался: «Вот уже сил никаких нет, но только дошел до престола – «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…» — и потом уже никакого ощущения себя нет, все легко и просто, только до этого места было тяжело».

В последние годы о. Серафим стал слабеть, порой в храм его везли на тележке. Несколько раз он бывал близок к кончине, но за него так молились и так плакали его многочисленные духовные дети, что о. Серафима оставляли на земле.

Во время тяжкой болезни о. Серафим сподобился посещения преподобного Серафима Саровского, святителя Николая и святой мученицы Варвары.

Великим постом 1982 года о. Серафим снова тяжко заболел и знал, что дни его на земле заканчиваются. Батюшка слег. Молитва его не прекращалась, хотя говорить он уже почти не мог. Его духовный сын Митрофан Гребенкин вспоминал: «Весь последний батюшкин Великий пост он лежал в постели, а я просидел у него. Так случилось, что все эти дни мне приходилось спасть урывками и я очень боялся, что не выдержу. К удивлению, почти и не хотелось спать, и я чувствовал себя очень хорошо. Батюшка все повторял: «Неусыпаемый ты мой».

Он лежал и все время молился. Это было видно по глазам, выражению лица, а иногда он тихо говорил: «Ты моя крепость, Ты моя радость, Ты мой Бог…».

Пасхальное прощание

На второй день Пасхи, в Светлый понедельник 19 апреля 1982 года завершилась земная жизнь отца Серафима.

Было послано более 100 телеграмм духовным детям, но немногие смогли приехать во время – на телеграммах оказалась изменена дата похорон. Но молитвы у гроба о. Серафима не прерывались. 21 апреля, в среду Светлой седмицы, архиепископ Хризостом (тот самый, которого не разрешил осуждать батюшка) отслужил Литургию и отпевание по пасхальному чину.

И главным возгласом пасхальной панихиды было не «плачу и рыдаю», а «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».

Перед погребением владыке передали распоряжение властей, чтобы гроб с телом почившего не обносили вокруг храма, как положено по чину иерейского погребения. На что смелый владыка ответил: «Передайте им, что я сам знаю, как нужно совершать погребение!»

Гроб с телом батюшки был трижды обнесен вокруг храма и поставлен для прощания у могилы рядом с алтарем.

Было необычайно холодно для конца апреля – то шел мокрый снег, то сбивал с ног ледяной ветер.

Но пришедшие проститься с любимым старцем помнили его слова: «Если обрету милость и благодать у Господа, то и тогда, по отшествии своем, стоя у престола Господа, я буду молиться о вас, мои дорогие дети», — и сердце согревалось.

Почему же такой человек, как старец Серафим, еще не прославлен? В комиссии по канонизации о нем нет единодушного мнения. Некоторых ее членов смущает то, что не сохранилось следственное дело отца Серафима. Но днепропетровские областные архивы были вывезены немцами и частично уничтожены. Однако, если нет дела, то могут оставаться сомнения: «А не отрекся ли он от Бога во время пыток? А вдруг кого оговорил?»

И все же у нас есть подробно записанная жизнь старца Серафима, есть люди, которые его близко знали, есть свидетельства многих исцеленных им верующих. Книги о нем продолжают переиздаваться. Вспомним: материалы к канонизации небесного покровителя батюшки, преподобного Серафима Саровского, начали собирать лишь через 50 лет после его кончины – в 1883  году, а прославили — после протеста почти всего Синода — только в 1903 году. И сколько споров было во время подготовки его канонизации. А ведь ученик не больше своего учителя.

Запись Архимандрит Серафим Тяпочкин: возрождал не храмы, а души впервые появилась Милосердие.ru.

Вверх