Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Знание нескольких иностранных языков не является показателем высокого интеллекта

Знание нескольких иностранных языков не является показателем высокого интеллекта
logo

Добрый вечер, уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. Продолжаем тему изучения иностранных языков. Иностранный язык и интеллект человека, есть ли между ними взаимосвязь? Ученые утверждают что есть. И сегодня я расскажу вам об исследованиях, однозначно показавших, что интеллект человека зависит от количества языков, которыми он владеет и которые использует.

Иностранный язык и мозг человекаВездесущие исследователи из Тель-Авивского Университета обнаружили непосредственную связь между знанием человеком нескольких иностранных языков и его интеллектом. По утверждению ученых, дети, говорящие на двух или трех языках, в последующей жизни могут получить неожиданное преимущество. Знание, и что важно использование нескольких языков может защитить человеческих мозг от последствий старения.

Доктор Гитит Кайв вместе со своими коллегами в ходе проведенных исследований обнаружила, что взрослые люди, которые владеют несколькими иностранными языками, по результатам тестирования когнитивных (познавательных) функций показали намного лучшие результаты, чем люди, говорящие только на родном языке.

Конечно, знание нескольких иностранных языков не является панацеей от возрастных изменений в головном мозге, но использование второго или третьего иностранного языка дает возможность значительно увеличить период плодотворной жизни.

Человек, говорящий на нескольких языках, поскольку он постоянно тренирует и упражняет мозг, будет в преклонные годы обладать более ясным умом, чем тот кто знает только родной язык. Освоение и использование иностранного языка создает в нашем мозге большое количество новыхассоциаций и нейронных связей.

Учеными было проведено исследование среди людей возрастом от 75 до 95 лет. Их опросили на предмет количества иностранных языков, которыми они владеют, какой язык для них является родным и каким они владеют лучше всего. После, исследователи провели сравнение между говорящими на двух и говорящими на трех или более языках.

Анализ результатов привел к следующим выводам: чем больше языков знал и использовал человек, тем лучше были его когнитивные функции. Как мы уже говорили ранее образование также сильно связано с познавательными возможностями человека, но количество языков более точно соответствовало прогнозу познавательной адекватности, чем образование человека.

Дальнейшие исследования предполагают выяснить — отражает ли иностранный язык начальный потенциал для улучшения умственной деятельности человека, или, освоение и использование большого количества иностранных языков что-то делают с человеческим мозгом. Пока еще остается много вопросов: нужно или нет обучать маленьких детей второму языку. Ученые считают, что владение вторым иностранным языком идет на пользу нашему мозгу.

Иностранный язык, его изучение и использование хорошо для человека любого возраста. Это развивает гибкость мышления, дает ключи для лучшего понимания других людей, а также и свое родной культуры.

…хорошей памятью

Так сложилось, что когнитивные способности выдаются нам «комбо-набором»: одни и те же люди обладают крепкой памятью, отличной логикой, высоким интеллектом, обучаемостью. И все же ученые попытались выделить влияние наследственности на память: оказалось, что (с многочисленными научными оговорками) нашу способность запоминать мы наследуем. За нее отвечает ген BDNF, но пока неизвестно, в какой мере. Любители игры Memrise с ними бы поспорили: память можно натренировать, как мышцу, – просто давая ей постоянную нагрузку.

Кроме того, за успехи в языках, по мнению исследователей Д.Кэрролла и С.Сапона, отвечает также механическая ассоциативная память. Это уже творческая способность связывать между собой слова и значения без помощи логики. И способность эта – как другие творческие – присуща тем, кто ею часто пользуется.

…способностью активно использовать новые слова

Оказывается, слова недостаточно помнить. Их еще нужно уметь быстро и к месту использовать. Именно сочетание крепкой памяти и навыка быстро извлекать из нее сведения формирует наш словарный запас. Так, Роберт Пломин, профессор поведенческой генетики в King’s College (Лондон) вместе с коллегами утверждает, что словарный запас – наиболее наследуемый из сотни показателей когнитивных способностей. Слова, конечно, не заложены в нашей ДНК, но в ней заложена склонность к использованию всего богатства языка, к тому, чтобы слышать языковые тонкости. И, по мнению Пломина, эта склонность наследуется.

…аналитическими способностями

Именно они требуются для понимания структуры иностранного языка, его внутренней логики. С одной стороны, и здесь от наследственности не убежишь: так, например, считает М.Джонсон из Imperial College (Лондон). С другой стороны, умение думать – навык, который вырабатывается практикой. И если человек здоров с точки зрения психиатра и невролога, то научиться анализировать по умолчанию способен.

…фонематическим слухом и имитационными способностями

Фонематический слух не стоит путать с музыкальным (хотя они часто идут «в комплекте»): участок, ответственный за восприятие фонем речи, даже располагается в другом полушарии мозга. После того, как человек звук услышит звук, этот звук еще нужно повторить как можно точнее – за эту задачу отвечают имитационные способности. Даже рядовой обыватель знает (ведь сама жизнь тому доказательство), что и слух, и талант «имитировать» – способности врожденные, а значит, унаследованные от родителей.

…способностью к обучению

Ученые, как водится, начали с животных. Так, сначала выяснили, что шимпанзе наследуют от родителей большинство своих способностей к обучению. Это позволило выдвинуть гипотезу, что люди, ушедшие физиологически от обезьян не так уж далеко, тоже талант учиться наследуют от пап и мам.

У любителей шимпанзе тут же нашлись оппоненты. Они возразили, что люди – существа гораздо более социальные, чем обезьяны, а потому влияние обучения и среды тоже стоит учитывать.

В 2013 году ученые сразу нескольких стран (Англии, Швеции, Голландии и многих других) провели масштабное исследование, изучив сведения о более чем 300 тысячах человек из 13 европейских стран. В статье, опубликованной журналом Science, они объявили о том, что обучаемость людей в среднем на 20% зависит от наследственности.

Другие исследователи выяснили, что обучаемость – если перевести ее на язык физиологии и биохимии мозга, – это способность человека быстро формировать нейронные связи, а за этот процесс отвечает так называемое белое вещество мозга и его «эластичность» – способность изменяться задачам. И гены наших родителей, в частности, ген COMT, определяют, насколько это вещество у нас эластичное.

…усидчивостью

Это понятие бытовое, прикладное, на языке же науки можно провести равенство между ним и темпераментом. Флегматику и меланхолику быть усидчивым гораздо проще, чем холерику и сангвинику. И хотя темперамент мы наследуем от кого-то из родителей, практика доказывает, что его вполне можно обуздать, обмануть или использовать во благо (если дело того стоит). Так, холерик может учить язык буквально на ходу, спринтами или мелкими, но регулярными шажками.

…чувством языка

Есть еще одна способность к языкам – неофициальная и недоказанная. Это умение ощущать внутреннюю гармонию языка, лингвистическая интуиция. Психолингвист Н.Хомский назвал эту способность врожденной лингвистической компетентностью (linguistic competence). Вы наверняка догадались: она наследуется (если, конечно, вы в нее верите).

Почему вообще зародился этот спор – nature или nurture влияют на изучение языков? Потому, что проще переложить ответственность на что-то или кого-то за пределами нашего контроля, например, ретроградный Меркурий в момент рождения или идеальное сочетание генов.

От правды не убежишь: способности к иностранным языкам наследуются. Так что уверенно соглашайтесь, что у ребенка получится, если услышите, что его родители – переводчики. Не по умолчанию – а просто потому, что учить язык такому ребенку будет немного проще, а привычку к дисциплине ему привьют родители, которые с ней знакомы не понаслышке.

Если же Вася или Василий Петрович (вернемся к ним) действительно не могут похвастаться предками-полиглотами, смело опровергайте: влияние наследственности гораздо меньше (какие-то 20%!), чем подлинное желание выучить язык и готовность ради этого трудиться.

Елена Тимофеева

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

  • Share47
  • Tweet
  • Google+
  • LinkedIn0

Отличное знание английского языка – за отдельную плату

Приток иностранного капитала в Россию диктует высокую востребованность кадров, свободно владеющих английским языком. В международных компаниях это основной фактор успешного карьерного роста.

Однако, во многих случаях стать грамотным специалистом в своей профессиональной области проще, нежели отшлифовать языковые знания и научиться говорить на иностранном. Например, менеджер по продажам, при наличии трудового опыта, сможет успешно продать любой продукт, будь то металлопрокат или экспедиционные услуги. Как известно, «нет ничего невозможного для человека с интеллектом», даже переориентироваться со строительной отрасли на фармацевтическую или из IT-специалиста превратиться в финансиста. Отыскать или воспитать силами компании хорошего сотрудника легче, чем найти или обучить мастера своего дела с задатками полиглота.

Руководители чаще всего понимают большую ценность специалистов, свободно владеющих английским языком, поэтому активно борются за них, обеспечивая высокий уровень заработной платы и создавая оптимальные условия.

Эффективное обучение сотрудников – признак стабильной компании

Менеджер по персоналу может принять на работу кандидата со знанием иностранного языка. С другой стороны, иногда более целесообразно организовать языковые курсы для собственных кадров. Ниже приведены критерии выбора верного решения (основываясь на результатах консультаций с менеджерами по персоналу).

Готовый специалист нужен, когда: Обучать сотрудников нужно, когда:
  • срочно требуется профессионал, который будет с первых дней работы активно использовать английский язык
  • существует возможность взять специалиста на испытательный срок, во время которого он сможет освоиться в компании, понять специфику ее работы и отшлифовать имеющиеся языковые навыки
  • текучесть кадров – норма в управлении персоналом: компания не стремиться удержать сотрудника на более длительный срок
  • ценный специалист, работающий в компании долгое время, может рассчитывать на поддержку и помощь в совершенствовании своих умений общения на английском
  • специалист владеет языком на требуемом уровне, с учетом специализации работодателя
  • компания стабильно развивается и обеспечивает своим сотрудникам оптимальные условия для карьерного роста
  • есть стремление укрепить корпоративную культуру, организовав тренинг иностранного языка в интенсивном режиме в рамках компании

Безусловно, обучение английскому собственных кадров – дело, требующее материальных затрат и организационных возможностей. Однако именно такое решение будет наиболее оптимальным, если работодатель думает о развитии своего бизнеса.

Следует отметить, что очень часто руководители не спешат обучать сотрудников иностранным языкам, потому как боятся оттока кадров: ведь если нет условий для самореализации внутри компании, грамотный специалист будет искать таковые возможности вне ее, а знание английского ему в этом очень пригодится. Необходимо все-таки помнить, что большой корпоративный успех слагается из маленьких личных побед, в том числе и над страхом общения на незнакомом наречии.

Языковые курсы для сотрудников компании не должны быть обязательными. Корпоративное изучение английского в форме увлекательного тренинга для всех желающих станет эффективным средством повышения квалификаций уже имеющихся специалистов, а также будет причиной возникновения здоровой конкуренции между ними, что благотворно отразится на результатах труда.

Существует практика командировать наиболее перспективных сотрудников на специализированные курсы, организованные языковыми школами и образовательными центрами, если нет необходимости или реальной возможности построить групповые занятия внутри компании. Тренинг – наилучшая форма обучения в такой ситуации. Они длятся всего несколько дней, что позволяет не отрывать специалиста от работы на длительный срок. На тренингах используют эффективные методики интенсивного обучения, что подразумевает овладение большим объемом информации за короткое время. Специалисты из разных областей получают возможность встретиться и обсудить многое касательно профессии и места работы. Языковой тренинг – это проявление заботы о своих кадрах со стороны работодателя, выражение доверия к ним и отличный заряд хорошего настроения, который обязательно вернется в компанию в виде благоприятного психологического климата.

Кто такой эрудит? Значение слова

Что такое эрудит? Это слово применяют к индивидуумам, которые имеют обширные знания в разных областях. Еще о них говорят, что это люди, обладающие эрудицией. Но в чем их особенности, является ли их багаж знаний простым набором сведений или все совсем не так просто? Подробнее о том, что такое эрудит, а также о дилетантизме и мозаичной культуре будет рассказано в данной статье.

Словарное толкование

О том, что такое эрудит, в словаре мы читаем следующее:

Это человек, который обладает обширными и глубокими знаниями. Пример: «Александр Петрович Семенов был обычным инженером по охране труда, однако друзья и знакомые знали его как редкого эрудита, круг знаний которого выходил очень далеко за рамки его профессии».

Второе толкование изучаемого слова – настольная игра, которая еще носит наименование «Скрэббл». Это название происходит от английского слова Scrabble, означающего «рыться в поисках чего-нибудь». В ней играющие, которых может быть от двух до четырех человек, используют доску, разбитую на 225 квадратов. С помощью буквенных деревянных плиток они состязаются в составлении слов. Пример: «В русскоязычной среде используются такие наименования игры «Скрэббл», как «Эрудит», «Словодел», а впервые на русском языке она была описана в 1968 году в журнале «Наука и жизнь» №7, где она называлась «Крестословица».

Синонимы и происхождение

Среди синонимов к слову «эрудит» в первом из указанных значений можно выделить такие, как:

  • ученый;
  • знаток;
  • дока;
  • специалист;
  • кладезь знаний;
  • энциклопедист;
  • ходячий университет;
  • всезнайка;
  • грамотей;
  • кладезь премудрости.

Что касается происхождения слова, то, по мнению специалистов, корни его находятся в праиндоевропейском языке, где есть основа raud, от которой путем соединения праиндоевропейского eghs – «вне» и rudis образовалось слово eghsrudis, обозначающее «грубый, необработанный, неотделанный».

Как ни парадоксально, но именно из «грубого», «неотделанного» в латинском языке получился глагол ērudīre – «просвещать, обучать». Это произошло путем добавления к праиндоевропейский основе rudis латинского отрицания ex «из, вне». А уже от него образовались eruditus в значении «просвещенный, образованный».

Чтобы до конца разобраться в том, что значит эрудированный человек, рассмотрим такое понятие, как «эрудиция».

Что такое эрудиция ученого?

Это слово обозначает всестороннюю образованность и обладание широкими познаниями в самых разных областях. Что касается ученого, то его считают эрудитом, когда вследствие постоянного изучения источников и их осмысления он приобретает широту, глубину и блеск своих познаний.

То есть эти познания являются дополнительными в профессии, не характерными для широкого круга специалистов. Более того, они охватывают более обширные информационные области и отличаются большей глубиной во владении литературным материалом как по специальному предмету, так и за его горизонтом.

Отличие эрудита и образованного человека

Понятия образованного человека и эрудита не являются синонимами. Эрудит всегда является образованным человеком, тогда как утверждать обратное некорректно. Эрудит всегда стремится углублять свою образованность, тогда как просто образованный индивид особого достоинства в этом не наблюдает.

Тот, кого называют «кладезь знаний», черпает информацию не только из учебников, он находит дополнительную литературу и критически изучает ее. Среди ученых эрудитами называют, например, физиков и математиков, которые являются весьма сведущими людьми в вопросах биологии.

Дилетантизм и мозаичная культура

Для правильного понимания того, что такое эрудит, целесообразным будет ознакомиться и с этими двумя понятиями.

Первое из них рассматривают одновременно и как противоположность эрудиции, и как ее особенность. Когда дилетантизм выступает в качестве антонима к эрудиции, то говорят, что дилетант знает все и не знает ничего. Когда говорят об особенности, то объясняют, что эрудит о ничтожном предмете знает все, а дилетант – ничего обо всем. Суть последнего выражения можно изложить и в виде: «Бывают люди широко эрудированные, а бывают глубоко эрудированные».

Что касается выражения «мозаичная культура», то оно описывает социокультурную ситуацию, которая характеризуется тем, что большинство субъектов хаотично воспринимают разрозненную информацию. Она не успевает перерабатываться, не организуется в их сознании в упорядоченные структуры. Конечно, человек, обладающий множеством обрывочных знаний, не может считаться эрудитом.

autogear.ru

Эрудит — это человек или предмет? :: SYL.ru

Есть в русском языке такое необычное слово, как «эрудит». Что же оно может значить? Иначе говоря, какой предмет или действие скрывается за ним? Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, касающиеся незнакомого слова, обратимся к русскоязычным словарям. И выясним, эрудит — это кто или что?

Что означает слово «эрудит»

Представить толкование исследуемого слова можно двумя значениями: прямым и переносным. Однако в данном случае метафорическое или дополнительное значение как бы вытекает из основного (главного), поэтому догадаться о нем смогут даже дети. Хотя, некоторые люди, наоборот, понимают прямое толкование, благодаря знанию переносного.

Итак, под словом «эрудит» обычно понимается человек, обладающий огромным багажом знаний. Такие люди иногда в народе называются всезнайками, потому как способны ответить практически на любой заданный вопрос.

Таким образом, ответить, кто или что такое эрудит, можно тремя словами — очень умный человек. Это и будет его прямым, главным или основным значением.

Переносное значение слова

Мы уже поминали ранее, что метафорическое (образное) толкование данного слова имеет непосредственное отношение к прямому. Потому как эрудит — это еще и игра, в которой сражаются за звание самого умного игрока.

Такая игра представляет собой квадратное поле, состоящее из двухсот двадцати пяти ячеек и ста четырех квадратных фишек с нанесенными на них баллами. Их необходимо сложить в слова, после чего прибавить к набранным очкам еще несколько.

Таким образом, в конце игры «Эрудит» это поле походит на обычный сканворд или кроссворд, только слова получаются не в результате ответов на вопросы, а благодаря богатому словарному запасу и умению его правильно использовать.

Как достигнуть звания эрудита в одноименной настольной игре

Итак, в ходе исследования мы выяснили, что слово «эрудит» — существительное, что может использоваться как для обозначения одушевленного (живого) предмета (отвечать на вопрос «кто» — это эрудит), так и неодушевленного (вопрос «что»). А это значит, что синонимами слова могут быть такие разные существительные, как «игра» и «человек».

Поскольку эрудит — это кто-то очень умный, следовательно, для того, чтобы стать победителем в одноименной игре, необходимо составлять слова особым образом, тем самым набирая в итоге больше очков, чем остальные игроки. Их количество, в зависимости от размера игрового поля, может разниться от двух до четырех человек.

Перед началом игры каждому игроку желательно вооружиться листочком и ручкой. Это нужно для того, чтобы в конце игры не забыть, кому какое слово принадлежит, и, соответственно, кто сколько очков набрал и какой участник стал победителем, то есть самым эрудированным.

На самом деле игра «Эрудит» — это отличная возможность не только расширить свой словарный запас, но и попрактиковаться в написании новых, а порой очень сложных слов.

Как игра «Эрудит» помогает изучать иностранные языки

Во-первых, «Эрудит», как и любая другая настольная игра, служит для развлечения игроков и создания веселой и интересной атмосферы. А во-вторых, эта игра, представленная в иноязычной версии, позволит, например, школьникам или студентам, начинающим знакомство с новым языком, посоревноваться в написании иностранных слов или выяснить, у кого словарный запас больше.

Если спросить учителей английского языка, которые применяют различны игровые формы знакомства и усвоения новых иностранных слов, они ответят, что «Эрудит» — такая универсальная палочка-выручалочка, что и не надоедает ученикам и способствует повышению их знаний английского языка.

Возможно, некоторые читатели данной статьи вспомнят, что именно в такую игру в одном известном фильме играла и героиня Дженнифер Лопес. В нем ее родители, чтобы были эмигрантами и плохо говорили на английском языке, при помощи «Эрудита» повысили свою грамотность. А потом игра стала их семейной традицией и веселой забавой.

Таким образом, ответить на вопрос что или кто такой эрудит, можно двумя способами, и оба они окажутся правильными. Поскольку необычное слово «эрудит» — многозначное, и может обозначать как одушевленный предмет — человека, игрока, так и неодушевленный — игру.

И читатели данной статьи всегда поймут, какое именно значение предполагает контекст или суть речи. А значит, они не попадут в неловкую ситуацию, если в разговоре услышат слово «эрудит».

www.syl.ru

Что такое эрудит? Значение и происхождение слова

Что такое эрудит? Это слово применяют к индивидуумам, которые имеют обширные знания в разных областях. Еще о них говорят, что это люди, обладающие эрудицией. Но в чем их особенности, является ли их багаж знаний простым набором сведений или все совсем не так просто? Подробнее о том, что такое эрудит, а также о дилетантизме и мозаичной культуре будет рассказано в данной статье.

Словарное толкование

О том, что такое эрудит, в словаре мы читаем следующее:

Это человек, который обладает обширными и глубокими знаниями. Пример: «Александр Петрович Семенов был обычным инженером по охране труда, однако друзья и знакомые знали его как редкого эрудита, круг знаний которого выходил очень далеко за рамки его профессии».

Второе толкование изучаемого слова – настольная игра, которая еще носит наименование «Скрэббл». Это название происходит от английского слова Scrabble, означающего «рыться в поисках чего-нибудь». В ней играющие, которых может быть от двух до четырех человек, используют доску, разбитую на 225 квадратов. С помощью буквенных деревянных плиток они состязаются в составлении слов. Пример: «В русскоязычной среде используются такие наименования игры «Скрэббл», как «Эрудит», «Словодел», а впервые на русском языке она была описана в 1968 году в журнале «Наука и жизнь» №7, где она называлась «Крестословица».

Синонимы и происхождение

Среди синонимов к слову «эрудит» в первом из указанных значений можно выделить такие, как:

  • ученый;
  • знаток;
  • дока;
  • специалист;
  • кладезь знаний;
  • энциклопедист;
  • ходячий университет;
  • всезнайка;
  • грамотей;
  • кладезь премудрости.

Что касается происхождения слова, то, по мнению специалистов, корни его находятся в праиндоевропейском языке, где есть основа raud, от которой путем соединения праиндоевропейского eghs – «вне» и rudis образовалось слово eghsrudis, обозначающее «грубый, необработанный, неотделанный».

Как ни парадоксально, но именно из «грубого», «неотделанного» в латинском языке получился глагол ērudīre – «просвещать, обучать». Это произошло путем добавления к праиндоевропейский основе rudis латинского отрицания ex «из, вне». А уже от него образовались eruditus в значении «просвещенный, образованный».

Чтобы до конца разобраться в том, что значит эрудированный человек, рассмотрим такое понятие, как «эрудиция».

Это слово обозначает всестороннюю образованность и обладание широкими познаниями в самых разных областях. Что касается ученого, то его считают эрудитом, когда вследствие постоянного изучения источников и их осмысления он приобретает широту, глубину и блеск своих познаний.

То есть эти познания являются дополнительными в профессии, не характерными для широкого круга специалистов. Более того, они охватывают более обширные информационные области и отличаются большей глубиной во владении литературным материалом как по специальному предмету, так и за его горизонтом.

Отличие эрудита и образованного человека

Понятия образованного человека и эрудита не являются синонимами. Эрудит всегда является образованным человеком, тогда как утверждать обратное некорректно. Эрудит всегда стремится углублять свою образованность, тогда как просто образованный индивид особого достоинства в этом не наблюдает.

Тот, кого называют «кладезь знаний», черпает информацию не только из учебников, он находит дополнительную литературу и критически изучает ее. Среди ученых эрудитами называют, например, физиков и математиков, которые являются весьма сведущими людьми в вопросах биологии.

Дилетантизм и мозаичная культура

Для правильного понимания того, что такое эрудит, целесообразным будет ознакомиться и с этими двумя понятиями.

Первое из них рассматривают одновременно и как противоположность эрудиции, и как ее особенность. Когда дилетантизм выступает в качестве антонима к эрудиции, то говорят, что дилетант знает все и не знает ничего. Когда говорят об особенности, то объясняют, что эрудит о ничтожном предмете знает все, а дилетант – ничего обо всем. Суть последнего выражения можно изложить и в виде: «Бывают люди широко эрудированные, а бывают глубоко эрудированные».

Что касается выражения «мозаичная культура», то оно описывает социокультурную ситуацию, которая характеризуется тем, что большинство субъектов хаотично воспринимают разрозненную информацию. Она не успевает перерабатываться, не организуется в их сознании в упорядоченные структуры. Конечно, человек, обладающий множеством обрывочных знаний, не может считаться эрудитом.

это что за понятие такое? Повышение эрудиции возможно?

Многие говорят: «Эрудиция – это очень важно!» Но толком не понимают, какое явление стоит за данным понятием. Разберемся в этом сегодня.

Ширина и глубина эрудиции

Как всегда начнем с определения. И тут не все так просто, как кажется на первый взгляд. Потому что под эрудицией могут понимать как широкие, но неглубокие знания, так и образованность глубинную, когда человек разбирается в предмете всесторонне. Значение слова «эрудиция», как и любого другого, зависит от контекста. Да, важно помнить и о том, что глубина любого знания относительна.

Образование и эрудиция: соотношение понятий

Образованный человек может быть эрудитом, но образование не всегда предполагает широкую и глубокую эрудированность. Например, есть инженер-конструктор, и он знает все о своей работе, но почти ничем не интересуется, кроме нее, потому что остальной мир не имеет к нему никакого отношения. Кто может сказать, что инженер-конструктор человек темный и необразованный? Никто. Однако его вряд ли можно назвать эрудитом.

Так что же такое эрудиция? Это – широкая осведомленность о разных областях знания. Как мы уже поняли, эрудиция может быть глубокой и неглубокой. Основная особенность в том, что она нарабатывается человеком самостоятельно, путем самообразования, т.е. чтения книг. Эрудиция и начитанность — почти синонимы.

Если оставить в стороне людей пишущих (писателей, журналистов и филологов), для которых книжная образованность служит необходимым инструментом для работы, то в остальных случаях эрудит – это подвижник неутилитарного знания, которое, возможно, ему совершенно не нужно в каждодневной деятельности. Чтение книг и автоматически набираемая эрудиция – это только способ разбавить прозу жизни.

Закругляя тему образования и эрудиции, нужно сказать: человек с образованием не всегда эрудит, но эрудит – это всегда образованный человек.

Иосиф Бродский как пример фантастической эрудиции

Нобелевский лауреат по литературе, конечно, подходит для иллюстрации в данном случае.

Иосиф Александрович не получил никакого высшего образования, он в 9 классе ушел из школы. С той поры он занимался исключительно самообразованием. Но если взять на себя труд и прочитать книгу «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, то можно убедиться, что эрудиция Бродского безбрежна и глубока. Правда, в основном она касается литературы, русского языка, философии – гуманитарных дисциплин. Он не энциклопедист, как можно было бы подумать. Да и знаний сейчас настолько много, что в одной какой-то сфере можно утонуть в информационном море. Другими словами, на вопрос о том, эрудиция – это что такое, можно ответить метафорично: «Это Иосиф Бродский». Но у каждого свои герои и примеры. Теперь посмотрим на проблему с практической точки зрения.

Как повысить эрудицию?

Специально стать начитанным невозможно, но тут главное — начать. Взрастить в душе хотя бы одну пламенную страсть. У каждого она может быть своя. Примеры здесь приводить бессмысленно. Главное – интересоваться чем-то всей душой. Нетерпеливые читатели спросят: «Повышение эрудиции возможно?» Ответ: «Да». Но только в том случае, если человек любит знание бескорыстно, а не для того, чтобы достичь посторонних целей.

Например, подросток хочет нравиться девушкам, поэтому с тошнотворной скрупулезностью изучает бессмертные творения Пауло Коэльо, чтобы о чем-то с барышнями говорить, верне, чтобы затеять беседу, конечно, непринужденную. Вот из такой эрудиции вряд ли что-то выйдет. Потому что человек не одержим страстью к познанию.

Итак, эрудиция стоит на трех китах:

  1. Любви к развитию.
  2. Любви к чтению.
  3. Любви к познанию без всякой цели.

Последний пункт нуждается в пояснении. Если познание имеет определенную цель, то она рано или поздно себя исчерпает, а эрудит – это человек, впитывающий знания ради удовольствия. Эрудиция – это род интеллектуального гедонизма. О последнем факте важно помнить.

Эрудиция — это… Что такое Эрудиция?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Эруди́ция (от лат. eruditio — ученость, познания), глубокие всесторонние познания, широкая осведомленность.

Слово эрудиция пришло из латинского: учёный считается эрудитом (лат. eruditus), когда занятия и чтение, сопровождаемые осмыслением и выводами, вычеркнули всю его грубость (лат. rudis, e-(ex-)+rudis), то есть «сгладили» его первоначальное невежество. Эрудиция — глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных и не только литературных источников. Латинское слово «educare» означает «выводить из незнания»; следовательно образованный человек умеет делать критические выводы, используя дедуктивную логику. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области закрытой информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт.

Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Однако, это не одно и то же. Человек-эрудит обязательно образован, но образованный человек — не обязательно эрудит. Критическое различие в том, что человек-эрудит стремится преодолеть свою грубость и необразованность, в то время как просто образованный человек не видит в этом особенного достоинства. Человек-эрудит вникает в конкретные темы непосредственно через книги и исследование, а не из курсов обучения предмету.

Известный итальянский поэт Джакомо Леопарди был эрудитом: он читал и изучил классику самостоятельно, и был под глубоким влиянием многих философов. Среди наибольших древнеримских эрудитов был Марк Теренций Варрон. Среди наибольших английских эрудитов был писатель эссеист Сэр Томас Браун.

Обычный юрист — это тот, кто изучал и знает закон глубоко и полностью; а юрист-эрудит, кроме того, подробно знает историю закона, а также законы других культур.

Эрудиция очевидна в литературной работе, когда писатель-эрудит обладает общим знанием, охватывающим много различных областей. Когда такой универсальный учёный находится также в центре деятельности нескольких областей, его иногда называют «человеком универсальным (polymath)». Когда же он не только в центре деятельности нескольких индивидуальных областей, но является лидером в них, его иногда называют «человеком историческим (polyhistor)».

См. также

dic.academic.ru

  • Дзюдо детское – со скольки лет и какая пользаДзюдо детское – со скольки лет и какая пользаДзюдо детское – со скольки лет и какая польза
  • Дзюдо женщины – ( )Дзюдо женщины – ( )Дзюдо женщины – ( )
  • Ейск антикафе – Антикафе «NewPeople»Ейск антикафе – Антикафе «NewPeople»Ейск антикафе – Антикафе «NewPeople»
  • 100 метров бег – Мировые рекорды на 100 метров: мужчины и женщины100 метров бег – Мировые рекорды на 100 метров: мужчины и женщины100 метров бег – Мировые рекорды на 100 метров: мужчины и женщины
  • Премьер лига российской федерации – РПЛ — Российская Премьер-Лига. Официальный сайт.Премьер лига российской федерации – РПЛ — Российская Премьер-Лига. Официальный сайт.Премьер лига российской федерации – РПЛ — Российская Премьер-Лига. Официальный сайт.
  • Тренировка координации в боксе – Упражнения на координацию в боксе — Боевой спортТренировка координации в боксе – Упражнения на координацию в боксе — Боевой спортТренировка координации в боксе – Упражнения на координацию в боксе — Боевой спорт

1. Япония

• Нобелевские лауреаты: 26 (6 место)• Национальный IQ: 104,2 (6)• Школьная успеваемость: 58,01% (5)

Япония – одна из самых технологичных стран, которая вместе с другими азиатскими государствами создала экономически мощный регион в Азии. В отсутствие больших натуральных ресурсов она берёт интеллектуальными.

Японское образование не имеет столь глубокой истории, как европейское, но оно отвечает запросам сегодняшнего и завтрашнего дня. Школьники и студенты из Страны восходящего солнца используют самые передовые технологии и разработки, получая актуальные знания и навыки.

В рейтинге QS World University Rankings за 2019 год в первой сотне лучших вузов мира 5 университетов из Японии. Они занимают места с 23 (Университет Токио) по 77 (Университет Тохоку).

2. Швейцария

• Нобелевские лауреаты: 26 (6 место)• Национальный IQ: 100,2 (11)• Школьная успеваемость: 31,91% (11)

Швейцария – процветающее и богатое европейское государство. Оно входит в число лидеров по количеству жителей с высшим образованием. История её научных достижений насчитывает несколько веков. Например, Базельский университет был основан в 1460 году, и подарил миру двух нобелевских лауреатов по физиологии и медицине.

В топ-100 вузов мира швейцарские занимают 7, 22 и 78 места. Лучший – Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, выпускники и профессора которой получили 21 Нобелевскую премию. Самый известный из них – Альберт Эйнштейн.

3. Китай

• Нобелевские лауреаты: 9 (21 место)• Национальный IQ: 105,8 (2)• Школьная успеваемость: 38,27% (7)

Качественное образование и высокий общий интеллектуальный фон – лишнее доказательство того, что в ближайшие время КНР может стать самым влиятельным государством на Земле. По историческим и политическим причинам первая «нобелевка» ушла в копилку Китая только в 1957 году, вторая – в 2000.

В сотне мировых вузов 6 университетов из Китая и 1 – из Гонконга. Выше всех – Университет Цинхуа. Его выпускник Янг Чжэньнин получил Нобелевскую премию по физике в 1957 году.

4. США

• Нобелевские лауреаты: 368 (1 место)• Национальный IQ: 98 (28)• Школьная успеваемость: 29,84% (13)

Соединённые Штаты Америки не считаются самой интеллектуальной страной, и это подтверждается средним показателем IQ. Однако по качеству школьного обучения она входит в топ-15, не говоря уже о вузах. 33 американских университета попадают в сотню лучших по оценке World University Rankings. Лидирующую четвёрку составляют MIT, Стэнфорд, Гарвард и Калифорнийский технологический.

5. Нидерланды

• Нобелевские лауреаты: 20 (11 место)• Национальный IQ: 100,4 (8)• Школьная успеваемость: 25,02% (24)

Нидерландское образование – одно из лучших в Европе. Качество подготовки школьников и студентов обеспечивается благоприятной обстановкой внутри страны, хорошими международными отношениями и экономической стабильностью.

Среди нобелевских лауреатов-граждан Нидерландов большинство – физики и химики. Из 100 лучших вузов планеты только 3 относятся к королевству: Делфтский технический, Амстердамский и Эйндховенский технический.

6. Россия

• Нобелевские лауреаты: 23 (8 место)• Национальный IQ: 97 (32)• Школьная успеваемость: 38,46% (6)

Несмотря на внутренние проблемы и реформы последних десятилетий, российское школьное образование остаётся одним из лучших в мире. Правда, по среднему уровню IQ мы не попадаем даже в первую двадцатку. Одна из возможных причин – слабое высшее образование. В топ-100 World University Rankings только один российский университет – МГУ имени Ломоносова. И тот на 90 месте.

После распада СССР россияне награждались Нобелевской премией трижды. Кроме этого, было четыре лауреата, которые родились в СССР, но выигрывали как граждане других стран (США, Нидерландов, Беларуси).

7. Бельгия

• Нобелевские лауреаты: 10 (18 место)• Национальный IQ: 99,3 (15)• Школьная успеваемость: 28,76% (16)

По оценке Vouchercloud Бельгия в списке про самые умные страны мира похожа на Нидерланды. Местные университеты имеют богатую историю, когда-то они были видными центрами образования.

Почётный статус и высокое качество преподавания сохранились в наши дни, но «локомотивами» научно-образовательного общества они не являются. Последнее значимое достижение – награждение Франсуа Энглера Нобелевской премией по физике (2013).

В рейтинге QS лучший бельгийский вуз – Лёвенский католический университет (81 место).

8. Великобритания

• Нобелевские лауреаты: 132 (2 место)• Национальный IQ: 99,1 (17)• Школьная успеваемость: 25% (30)

Высокая позиция Великобритании в этом рейтинге – заслуга 132 нобелевских лауреатов. В текущей ситуации всё более сложно. Соединённое Королевство уже не предоставляет лучшего школьного образования, проигрывая в этом конкурентам из Азии.

Но в вопросах высшего образования авторитет Великобритании пока ещё непоколебим. Оксфорд и Кембридж – вузы, об учёбе в которых мечтают люди со всего мира. По оценке QS, они идут на 5 и 6 месте в мире. Всего в первую сотню входит 18 университетов.

9. Канада

• Нобелевские лауреаты: 23 (8 место)• Национальный IQ: 100,4 (8)• Школьная успеваемость: 24% (34)

Канада в рейтинге про самые умные страны мира – крепкий середнячок. Школьное образование не идеальное, но ряд университетов даёт большое количество квалифицированных специалистов. Университеты Торонто, МакГилла и Британской Колумбии занимают 28, 33 и 47 места рейтинга World University Rankings. Всего в топ-500 18 высших учебных заведений из Канады.

За свою историю канадцы получали «нобелевку» 11 раз. Дебютантом был Фредерик Бантинг (медицина, 1923), который вместе с Чарльзом Бестом научился выделять инсулин на практике.

10. Южная Корея

• Нобелевские лауреаты: 1 (46 место)• Национальный IQ: 104,6 (4)• Школьная успеваемость: 66,85% (2)

Современная южнокорейская система образования – это школы, в которых информатика и иностранные языки преподаются с первых классов, а также 15 университетов, входящих в топ-500 по версии QS.

В 2000 году Ким Дэ Чжун получил Нобелевскую премию за защиту демократии и прав человека в Южной Корее и в Восточной Азии, а также за развитие политической дружбы с Северной Кореей. Тогда он был президентом страны. Пока что это единственный корейский лауреат за всю историю.

Читайте: 10 городов мира, где отдыхать и жить дороже остальных

Вверх