Специалисты по детской психологии часто называют трёхлетний возраст кризисом развития личности, поскольку именно в это время крохе предстоит столкнуться с первыми серьёзными трудностями. Это связано с посещением детского сада, выполнением первой самостоятельной работы, а также с обучением многочисленным навыкам, о которых в два года говорить ещё очень рано. Поэтому каждым родителям нужно знать, что должен уметь ребёнок в 3 года. Это знание поможет подобрать правильную методику воспитания, а также своевременно определить наличие отклонений в развитии и принять соответствующие меры.
Содержание
Промокод на бесплатную доставку "lediveka"
Основные навыки
Речь и слух
Речевой аппарат ребёнка в три года должен быть достаточно хорошо развит. Кроха может общаться со взрослыми и сверстниками, используя исключительно вербальные средства выражения своих мыслей и эмоций. Ребёнок должен строить предложения, состоящие из 10–15 слов, активно использовать описания окружающих предметов, знать названия большинства предметов, которые он видит перед собой в повседневной жизни.
К возрасту 3–5 лет ребёнок будет учиться воспринимать музыку и песни. Большинство детей пробуют петь, тренируя музыкальный слух и вокальные навыки. Нужно всячески поощрять такую активность – помните, что одно требование прекратить пение может глубоко ранить кроху, и впоследствии он будет бояться проявлять свои таланты даже при наличии неплохих способностей. Чувство ритма, которое формируется годом раньше, постепенно перерастает в полноценный музыкальный слух. Малыш воспринимает несложные мелодии, учится распознавать тональность звуков, пытается имитировать их.
Чтение
В детском саду трёхлетний возраст является порогом, с которого детей начинают учить чтению. Ребёнок должен начинать запоминать буквы и небольшие цифры, уметь воспроизводить их, встретив на печатном листе. После трёх лет жизни человек учится складывать несложные слоги, медленно читать и постепенно воспринимать смысл письменной речи. Большой ошибкой будет учить младшего дошкольника одновременно нескольким языкам согласно новомодным методикам. Результатом этого станет нарушение речевых и когнитивных (познавательных, образовательных) функций.
Детям следует знать простейшие слова, распознавать их на бумаге и связывать с картинками, которыми украшены специальные книги. Лучше всего приобретать книжки с музыкальным сопровождением, интерактивными элементами и другими интересными особенностями – это помогает развивать творческие способности малышей.
К возрасту три года можно проводить разнообразные тесты на интеллект, восприятие, память и прочие функции мозга – для этого стоит воспользоваться специализированными пособиями. Однако не следует прекращать чтение сказок, поскольку важно не только восприятие новой информации, но также установление эмоционального контакта с родителями.
Самостоятельные сборы
Трёхлетний ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, расчёсывать волосы, застёгивать «молнии» и пуговицы. Родителям следует постепенно приучать его к самостоятельному выполнению гигиенических процедур. Стоит купить специальный стульчик для умывания, а также предметы, подходящие для использования ребёнком с учётом его анатомических параметров. Обязательно нужно объяснить крохе основную информацию о его здоровье и связь с выполняемыми гигиеническими процедурами. Однако пугать его разнообразными болезнями нельзя, чтобы не оставить психологическую травму, впоследствии способную перейти в устойчивые навязчивые фобии.
Ребёнок с трёх лет может делать достаточно простую работу, тренируя свои базовые навыки и проявляя склонность к различным талантам. Однако принуждение к труду будет воспринято им крайне отрицательно, что станет причиной развития таких нежелательных черт, как лень, стремление уклоняться от обязанностей, инфантильность. Поэтому знакомить его с базовыми трудовыми навыками стоит при помощи игрового процесса. Также нужно выработать понятие чистоты и аккуратности. Малыш должен следить за своим внешним видом, а также убирать комнату после окончания игр.
Важный совет от редакции!
Если вы испытываете проблемы с состоянием волос, особое внимание стоит уделить шампуням, которые используете. Пугающая статистика – в 97% шампуней известных марок находятся компоненты, отравляющие наш организм. Вещества, из-за которых все беды, в составе обозначаются как содиум лаурил/лаурет сульфат, коко сульфат, ПЭГ, ДЕА, МЕА.
Эти химические компоненты разрушают структуру локонов, волосы становятся ломкими, теряют упругость и силу, цвет тускнеет. Также, эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать различные заболевания. Мы рекомендуем отказаться от использования средств, в которых находится эта химия. Недавно наши эксперты провели анализов шампуней, где первое место заняли средства от компании Mulsan Сosmetic.
Единственный производитель полностью натуральной косметики. Вся продукция производятся под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет-магазин mulsan.ru. Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.
Физическое развитие
Трёхлетний ребёнок обычно начинает интересоваться различными видами спорта, например, лёгкой атлетикой, бегом и прочими. Также его следует начать знакомить с командным спортом – для этого стоит отвести малыша в специальный кружок. К возрасту три года можно дать ребёнку покататься на санках с горки малой крутизны, а также научить его ходить на лыжах. Летом детям дают плавать в бассейне, чистой речке либо в море. Однако рядом обязательно следует присутствовать взрослому, который будет контролировать состояние малыша и не позволит ему захлебнуться.
Но будьте внимательны, поскольку даже трёхколёсный велосипед может быть достаточно опасным – ребёнок может выехать на проезжую часть либо покатиться с горки, не контролируя скорость движения.
Использовать двухколёсный велосипед пока рано, поскольку трёхлетние дети редко обладают хорошо развитым чувством равновесия, да и не смогут достать до педалей. Вместо этого можно приобрести машинку с педальным и электрическим приводом – однако учтите, что в подобном возрасте ребёнок будет быстро расти и такое транспортное средство вскоре станет тесным для него.
Проблема, связанная с поддержанием режима дня и ограничением физической активности, становится ещё более сложной. С трёх лет малышу будет хотеться постоянно бегать, заниматься упражнениями, активно играть и заниматься другими аналогичными видами деятельности. Не понимая того, он может переутомиться, что приведёт к негативной реакции со стороны организма. Попытки отправить ребёнка спать могут привести к протесту. Поэтому для сохранения нормального эмоционального контакта с вашим чадом стоит предложить перейти к более спокойным видам деятельности, например, чтению книг, сбору конструкторов или рисованию.
Психологическое развитие
Основные проблемы этого возраста связаны с пребыванием ребёнка в детском саду. Малыш может сталкиваться с такими проблемами:
- непониманием сверстников, вызванных иным воспитанием и иными условиями жизни;
- отсутствием коммуникативных навыков;
- отсутствием развитых ценностных понятий – не все дети этого возраста могут однозначно отделять плохое от хорошего.
Поэтому, если ваш ребёнок ранее не общался с другими детьми, его стоит отдать в специальную подготовительную группу перед детским садом либо начать его постепенную социализацию, знакомя с детьми, живущими поблизости. Подобным способом вы сможете предотвратить получение крохой психологической травмы, способной отобразиться на отношениях с другими людьми в будущем.
Однако именно в три года малыши знакомятся с понятиями дружбы, взаимопомощи, сострадания и многими другими, свойственными человеку, живущему в современном обществе. Ему стоит помогать, рассказывая о правилах вежливости, необходимости понимания ценностей других людей. К указанному возрасту малышу следует знать о существовании различных полов и их особенностях с психологической точки зрения. Нужно рассказывать о правилах поведения с противоположным полом и учить не проявлять излишнее любопытство в таких вопросах.
Нужно обратить внимание на следующие параметры:
- Направленность эмоций – экстроверт/интроверт.
- Предпочтения в восприятии – сенсорик, опирающийся на чувства, или интуит, предпочитающий оперировать абстрактными понятиями.
- Построение системы ценностей – логик.
- Отношение к порядку – рационал, любящий упорядочивать всё вокруг себя, или иррационал, для которого ближе хаос.
Проведя тестирование, вы сможете понять, что делать с воспитанием ребёнка и даже сможете сделать первые осторожные предположения о его будущей профессии.