Развитие ребенка в каждом возрасте предполагает освоение новых, ранее неизвестных ему навыков, умений, приобретение новых знаний. Малыш стремится познавать этот мир, себя. Происходит это индивидуально, ведь каждый ребенок – это личность. Но существуют некоторые общие нормы, которые способны подсказать родителям и прочим заинтересованным людям о правильности развития ребенка или же указать на наличие некоторых отклонений. Сегодня мы расскажем о том, что должен уметь ребенок в 2 года. Но если ваше чадо еще не освоило нескольких умений и навыков, не расстраивайтесь. С помощью вас он легко сможет наверстать упущенное.
Особенности физического развития
В данной области принято оценивать навыки движения. В таком возрасте обращают внимание на слаженность. Ведь чем больше ребенок будет знать об особенностях собственного тела, тем лучше оно будет ему подчиняться. Малыш сможет контролировать и направлять свои действия на познание окружающего мира и освоение деятельности, которая ранее ему была неизвестна.
В сфере координации движений принято выделять большую и мелкую моторику.
Большая моторика
К первой группе относятся все те действия, что предполагают перемещение тела на расстоянии (при беге, ходьбе). По достижении 24 месяцев ваш малыш должен:
- овладеть умением бегать;
- иметь способность к продвижению вверх и вниз по лестнице (при этом на каждой ступеньке оказывается по одной ножке);
- освоить прыжок (способен подпрыгнуть вверх, перепрыгнуть через любое препятствие, что лежит на его пути, осуществляет прыжок на одной ножке);
- уметь маршировать;
- ударять по мячу ножкой;
- овладеть умением хождения спиной вперед;
- держать равновесие при ходьбе по перекладине.
Мелкая моторика
Помимо большой моторики, особое внимание в этом возрасте уделяется мелкой моторике. К ней относят группу плавных и точных движений, которые осуществляются руками и координируются зрением. Ведь чтобы взять нужную фигуру (нужного цвета, формы), следует определить их различия с помощью глаз.
В 24 месяца малыш способен:
- рисовать прямую линию;
- выстраивать башню или дом из нескольких (до 6) кубиков;
- порезать бумагу ножницами, при этом держать инструмент в одной руке.
Но имейте в виду, что это лишь тренировка. Ведь окончательное определение левши, правши или амбидекстра (тот, кто способен на равных использовать обе руки) происходит в возрасте пяти лет. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы предоставить малышу свободу действий и ни в коем случае не заниматься «переучиванием».
Воспитателям и родителям следует сосредоточиться на мелкой моторике, поскольку для таких деток характерна тесная связь, что объединяет производимые ручками движения и развитие речевого аппарата. Согласно исследованиям, в коре головного мозга центры, которые отвечают за то и другое, находятся очень близко. Поэтому, способствуя развитию моторики, вы помогаете процессу становления речи у ребенка.
Интеллектуальное развитие
В данной области оценке подвергается психическая деятельность. Особое внимание обращается на память, внимание, речь, мышление и восприятие. Чтобы оценить, насколько развиты психические процессы у ребенка, прежде всего, смотрят на те умения, навыки и знания, которые соответствуют его возрасту.
А именно:
- способность реагировать на ритм и музыку, когда малыш совершает движения в такт;
- ребенок умеет выполнять двух- трехсложные действия, понимает, что от него требуется;
- умеет повторять части детских стихов самостоятельно или же вместе с родителями, воспитателями;
- прослеживается его желание разобрать какую-либо вещь или же поломать ее на отдельные составляющие (так проявляется исследовательский интерес);
- малыш освоил более 130 слов, умеет их объединять в короткие предложения, фразы;
- способность отличать основные цвета; умение сопоставлять предметы по цвету;
- ребенок должен знать 4 фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник – и уметь их сопоставлять (круг и круг, треугольник и треугольник и т.д.);
- способность среди множества фигур выбрать требуемую по цвету или форме;
- если перед малышом выложить несколько карточек (до 15) с изображением разных предметов, то он должен их назвать. В 18 месяцев ему следует назвать их все;
- умение складывать пазл или какую-нибудь картинку из 2-х и более частей;
- при строительстве ребенок должен повторять действия за родителем (например, ставить кубик так, как это делает взрослый).
В возрасте 24 месяцев и старше ведущей психической деятельностью ребенка является речь. Именно она больше всего влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Период до 3-х лет психологи называют сенситивным, поскольку это время является самым чувствительным к развитию речи. Отделы мозга, которые отвечают за речь, активно воспринимают то, что происходит в окружающей среде. Это способствует усвоению и запоминанию родного языка. Помимо этого, ребенок осваивает правила грамматики (правильно строит фразы), окончательно овладевает умением правильно произносить звуки, умеет связно выразить в речи свои мысли, улучшается понимание того, что говорят вокруг.
Социально-эмоциональное развитие
С помощью социальных навыков ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, овладевает умением общения с людьми. Кроме того, важным этапом становления личности является овладение навыками по самообслуживанию. Так, ребенок в 24 месяца уже умеет проситься и ходить на горшок. Еще он проявляет крайнюю заинтересованность во время одевания, принимает активное (а не пассивное, как раньше) участие в нем. При озвучивании просьб, способен выполнить их («Дай ручку», «Вытяни ножку»). Ему уже положено знать, как самостоятельно одевать или снимать некоторые вещи (варежки, носки).
Ребенок в два года соблюдает отдельные правила гигиены (моет и вытирает руки, знаком с зубной щеткой и умеет чистить зубы, если ему помогает взрослый). Во время еды малыш способен в своей руке держать ложку (вилку) и знает, как правильно ею пользоваться.
В это же время он проявляет яркую эмоциональность, не умея еще скрывать или подавлять ее. В норме дети в возрасте 24 месяцев неустанно проявляют свою активность, деятельность.
Ребенок может проявлять неудовольствие, после нескольких попыток отступает от задуманного. Крики, активная жестикуляция и капризы особенно сильно проявляются, если имеется:
- отказ взрослого от выполнения его просьбы;
- есть другой ребенок, которому можно подражать;
- желание привлечь внимание.
Если в этом возрасте ограничить движения или же обратиться к нему строгим (грубым) тоном, он может в ответ злиться. При встрече с новыми людьми ребенок может прятаться за взрослого. Когда происходит испуг, возникает обида, или же уходит мама, малыш будет долго и надрывно плакать. В случае, если ему необходимо удержать чье-то внимание, он будет сильно жестикулировать, улыбаться и пытаться заглянуть в глаза.
При общении с близкими и знакомыми людьми будет использовать эмоционально окрашенную речь, активную жестикуляцию, радость от совместного времяпровождения.
При правильном развитии дети в возрасте 24 месяцев проявляют восторг в игровой и прочей интересной деятельности, получают удовольствие от произнесенных слов, заинтересованно относятся к музыке, пению, танцам и могут проявить дифференцированное к ним отношение (желание, нежелание, восторг). Такие малыши уже обладают эмоциональной памятью. Они любят смотреть мультфильмы и прочие передачи.
Игровая деятельность
Дети в 24 месяца в игровой деятельности предпочитают сюжетно-отобразительный вариант. То есть, они еще не умеют брать на себя какую-либо «роль», а лишь повторяют действия за другими (взрослыми, детьми). В этом возрасте малыши могут проявлять сообразительность в использовании предметов по назначению (например, с помощью сачка поймать нужную игрушку). В процессе игры они умеют произвести несколько действий, которые идут последовательно.
Также они должны знать, как решить проблемную ситуацию при наличии подручных материалов. Например, имея столовые предметы, накормить игрушку, а увидев вблизи кубики, построить из них башню (домик, забор). В случае, когда необходимого материала (инструмента) нет, могут быть использованы заменители.
В таком возрасте дети должны знать и уметь выполнять два последовательных действия.
Подражать малыш может и взрослым, пытаясь за ними повторять действия в игре или же в быту. С помощью кубиков или другого строительного материала он может строить то, что уже где-то видел (забор, диван, гараж, дорогу и прочее). Он может действовать таким образом:
- подражая взрослому;
- следуя его просьбе;
- самостоятельно (что бывает очень редко).
В таком возрасте дети могут спокойно играть в окружении таких же детей с одинаковыми или похожими игрушками.