Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Дети » Развитие ребенка »

Не новая методика Монтессори, до сих пор вызывающая споры

Не новая методика Монтессори, до сих пор вызывающая споры
logo

Современная педагогика изобилует различными авторскими программами, предлагающими различные подходы к раннему воспитанию детей, чуть ли не с первых дней рождения. Однако до сих пор одной из популярных работ считается методика Монтессори, разработанная еще в начале 19 века.

Эффективная методика марии монтессориКонечно, современное ее применение подверглось некоторой коррекции, но основы остались прежними. Почему же занятия по методике Монтессори не только не канули в лету, но и наоборот, все чаще используются как для домашнего обучения, так и в дошкольных учреждениях?

Немного об авторе

Мария Монтессори, методика которой оказалась столь востребованной, являлась незаурядной личностью. Работая ассистенткой в больнице, она не прекращала обучение и в 1896 году защитила диссертационную работу по психиатрии, открыла собственную практику в клинике. К слову, она стала первым врачом-женщиной во всей Италии.

По роду деятельности, ей приходилось часто сталкиваться с детьми с ограничениями способностей, что подтолкнуло Марию к разработке методов их адаптации. Ведь в то время взрослых и детей с ограничениями не разделяли.

По ее мнению, дети в большей степени нуждались в грамотном педагогическом подходе, нежели в медикаментозном лечении. Успешная работа в этом направлении принесла Марии Монтессори мировую известность.

Методика была усовершенствована, она помогала детям с особенностями адаптироваться к социальной жизни. Впоследствии ее приспособили для здоровых детей, а внучка Марии Ренильде занималась внедрением программы на территории России уже в конце 20 века.

В чем заключается суть методики?

Если выявлять главный принцип, то методика раннего развития Марии Монтессори основывается на идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны ориентироваться на интересы малыша, создавать подходящие для его развития условия и объяснять, какими способами он может получать знания. Это и привело к появлению девиза данного обучения: «Помоги мне это сделать самостоятельно!»

В качестве основных пунктов можно выделить следующее:

  1. Занятия по монтессори методике раннего развитияЗанятия проводятся в подготовленной среде, разделенной зонально, оборудованной специальными приспособлениями и оснащенной пособиями;
  2. Если традиционная система обучения подразумевает то, что дети чаще всего слушают педагога и воспринимают информацию на слух, то здесь предпочтение отдается практике.
  3. Воспитатель не вмешивается в процесс, а лишь наблюдает, и, если это требуется, направляет ребенка.
  4. Группы формируются из разновозрастных дошкольников: старшим вверяется забота о малышах, а те стараются перенимать опыт у более взрослых деток.
  5. Педагогу запрещается заставлять ребенка делать что-либо, он самостоятельно решает, что ему интересно в данный момент – играть с куклой, рисовать или собирать пазлы. Малыш же определяет длительность занятия, и будет ли он заниматься в одиночестве или с товарищами.

На первый взгляд может показаться, что методика основывается на вседозволенности, однако, это не так. Детей знакомят с рядом правил:

  1. То, с чем ребенок может справиться самостоятельно, он делает без участия взрослых. Это помогает развивать независимость, малыш становится более уверенным.
  2. Дети ведут себя тихо, не доставляя неудобств окружающим. Но, для того чтобы выпустить остатки энергии, деткам обустраивают специальные комнаты для расслабления.
  3. Все предметы, которые ребенок использует в своей деятельности, он должен помыть и аккуратно положить на место. Это метод для развития в детях чувства уважения к другим людям.
  4. Если ребенок первым берет пособие или игрушки, то он ими и занимается. Таким образом, ребенок знакомится с понятием «свои и чужие границы».

Методика Марии Монтессори уделяет достаточно внимания упорядочиванию детской деятельности, это вносит в жизнь ребенка стабильность, придает уверенность. Дети более терпеливо и уважительно относятся к сверстникам и взрослым наставникам. Кроме того, во время занятий дети не слышат в свой адрес негативной критики, что избавляет их от страха перед возможными ошибками.

Особенности обучения по Монтессори

На сегодняшний день в некоторых дошкольных учреждениях и частных садиках проводят обучение по методу Монтессори, но что же в себя включает это обучение, и чем оно отличается от более стандартных программ?

Одним из важных моментов в этой системе является зонирование, это не только помогает в организации рабочего пространства и соблюдении порядка педагогу, но и облегчает ребятам задачу в поисках нужного материала.

Существует несколько отдельных зон:

  1. Практическая зона.
    Ориентирована на приобретение детьми бытовых навыков. Например, деткам от 1 года до 3-х предлагают подмести пол, используя веник и совок, учат справляться с расстегиванием и застегиванием пуговиц, наряжать кукол. Дети постарше (до 8 лет) чистят обувь, стирают, гладят белье, моют и нарезают овощи, готовят простые блюда.
  2. Сенсорная зона.
    Здесь малыша знакомят с различными свойствами предметов – формами, цветами, весом, размером. В качестве игрушек им предлагают мячи из поролона или с мягкой набивкой, различные крышечки для баночек и прочее. Это улучшает у деток моторные навыки, тактильные ощущения, а также развивает внимание и память.
  3. Лучшая методика развития монтессориМатематическая зона.
    Сюда входят материалы, помогающие деткам научиться считать, знакомят с символами и фигурами геометрии. Среди пособий можно обнаружить геометрические фигуры. Дети постарше используют счеты, деревянные дощечки с примерами, фигуры, поделенные на несколько частей, что дает представление о дробях. Занятия математикой совершенствуют абстрактное мышление, ребенок больше проявляет старания и упорства в достижении цели.
  4. Языковая зона.
    Методика развития Монтессори уделяет должное внимание и данному аспекту. В этой зоне располагаются специальные материалы, помогающие ребенку изучать буквы, слоги, расширяющие словарный запас. Например, для самых маленьких детишек приготовлены объемные буквы, кубики с изображенными на них картинками. Дети постарше уже используют кассу с буквами и слогами, книги «Учим буквы», «Знакомимся с алфавитом» и др., а также комплекты с печатными и прописными буквами. Это все позволяет ребенку научиться писать и читать.
  5. Космическая зона.
    Создается для знакомства детей со Вселенной, удивительными природными явлениями и средами, культурными и историческими ценностями и обычаями различных народностей. Малыши рассматривают фигурки и изображения представителей флоры и фауны, а дошкольникам предлагается работа с картами, а также знакомство с различными минералами.

Если рассматривать общую концепцию, то некоторые аспекты используют как педагоги, так и родители во время воспитания и прививания определенных навыков ребенку. Однако, далеко не все согласны с Марией Монтессори, методика раннего развития, которую она предложила, до сих пор вызывает споры и сомнения. Что же является причиной подобной реакции?

В чем недостаток методики Монтессори?

Как уже отмечалось, основное преимущество этого подхода является в его упоре на самостоятельность ребенка. То есть у детей есть возможность развиваться, согласно собственным способностям, возможностям и особенностям. Причем вмешательство в процесс взрослых минимально.

Однако некоторые моменты современных воспитателей и методистов несколько смущают и не позволяют этой системе стать преобладающей в современной педагогике. К минусам можно отнести следующее:

  1. Занятия монтессори в домашних условияхБольшая часть подсобных материалов предназначена для развития определенных навыков и способностей, здесь задействована мелкая моторика, логическое и аналитическое мышление, интеллект. Однако должного внимания не уделяется творческой и эмоциональной сфере.
  2. Ребенок, которому дают возможность усваивать новый материал в собственном режиме, в обычном обучающем учреждении может столкнуться с менее индивидуальным подходом, причем ритм работы будет установлен учителем.
  3. Согласно мнению разработчиков системы, сюжетно-ролевая и подвижная игра – это то, в чем ребенок не особо нуждается, и она лишь затрудняет развитие интеллектуальных способностей, поэтому ее в программу не включают. Но у современных ученых абсолютно противоположный взгляд на игры, и их считают обязательным видом деятельности ребенка. В игровой форме малышу проще познать окружающий мир, познакомиться с человеческими отношениями, определить собственное место в этом мире. Такое же пренебрежение наблюдается в программе и к сказкам, а ведь именно из них дети узнают о понятиях «добро»-«зло», и в них многие жизненные ситуации разрешаются тем или иным способом.
  4. Не остались в стороне и психологи, они предупреждают родителей скромных и застенчивых деток о возможных трудностях во время обучения малыша по этой методике. Так как система ориентирована на самостоятельность ребенка, у «тихих» малышей может не хватить духу попросить помощи, если что-то им окажется не под силу.
  5. Методика Монтессори в домашних условиях вполне успешно используется, но что касается групп и атмосферы в них, то здесь могут в дальнейшем возникнуть сложности. Демократические порядки, к которым привык ребенок, далеки от правил обычных дошкольных и школьных учреждений, и ему бывает достаточно сложно к ним приспособиться.
Сегодня большинство образовательных учреждений и развивающих центров не используют систему Монтессори в первоначальной форме. Некоторые педагоги извлекают лишь отдельные фрагменты методики и дополняют собственными наработками.

Мария Монтессори создала уникальную методику, и в свое время она оказалась прорывом в обучении детей. Однако времена меняются и педагогические взгляды тоже. Естественно, что это касается и разработок прошлых лет, в том числе и системы Монтессори. Но если ее редко используют в чистом виде, то частично она все же остается актуальной, и некоторые ее пункты заслуживают внимания.

Комментариев нет

Оставить комментарий

Вверх