Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Отношения » Саморазвитие »

Способы невербального общения

Способы невербального общения
logo

Невербальные средства общения – важная, если не сказать главная составляющая человеческого контакта. Исследования в области общения людей показали поразительные данные – только 7% информации человек воспринимает в форме слов, все остальные – результат получения невербальных сигналов общения.

Краткий словарик невербальных средств общенияОказывается, гораздо больше человеку может сказать поза и используемые жесты говорящего, чем сами слова, а также люди реагируют на голосовые интонации и модуляции. Отсюда можно сделать вывод, что важно не то, что произносит оратор при общении, а как он это делает.

Общение без языка

Понимание языка невербального общения имеет особую важность, ведь не всегда можно передавать знания исключительно словами, без чувств и эмоций. Да и сами чувства, в большинстве случаев, нуждаются в невербальных средствах общения. Зная невербальный язык, можно узнавать, что на самом деле думают о нас окружающие. Кроме того, невербальные способы общения способны показать умение человека владеть собой.

Существует множество классификаций, которые включают различные неречевые средства общения – интонации голоса, тактильные ощущения, телодвижение, пространственные методы общения.

Невербальные коммуникационные средства общения выполняют множество функций:

  • помогают создавать образ партнера;
  • выражают качество общения и сигнализируют об изменениях в отношениях между партнерами по общению;
  • это индикатор психического состояния человека;
  • могут использоваться для уточнения, усиления эмоциональной окраски сказанного;
  • способствуют поддержке оптимально комфортной близости партнеров на психологическом уровне общения;
  • указывают на статус общающихся людей.

Существует несколько наук, которые занимаются изучением невербальных коммуникаций:

  • Кинесика – изучает особенности мимики, жестов, взгляда и поз при общении;
  • Проксемика – область социальной психологии, которая изучает влияние пространственных параметров на межличностные отношения;
  • Такесика – включает изучение осязаемых сигналов, которыми обмениваются люди в процессе общения.

Важный совет от редакции!

Если вы испытываете проблемы с состоянием волос, особое внимание стоит уделить шампуням, которые используете. Пугающая статистика – в 97% шампуней известных марок находятся компоненты, отравляющие наш организм. Вещества, из-за которых все беды, в составе обозначаются как содиум лаурил/лаурет сульфат, коко сульфат, ПЭГ, ДЕА, МЕА.

Эти химические компоненты разрушают структуру локонов, волосы становятся ломкими, теряют упругость и силу, цвет тускнеет. Также, эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать различные заболевания. Мы рекомендуем отказаться от использования средств, в которых находится эта химия. Недавно наши эксперты провели анализов шампуней, где первое место заняли средства от компании Mulsan Сosmetic.

Единственный производитель полностью натуральной косметики. Вся продукция производятся под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет-магазин mulsan.ru. Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.

О чем говорит лицо человека?

Мимика или мышечная лицевая подвижность во время общения является очень информативной и дает больше 70% информации. Ученые уверены, что лицо говорит гораздо больше, чем речевой аппарат. Различают 6 основных эмоций – проявление гнева, радости, страха, печали, удивления и отвращения. При любой из них происходит координация всех лицевых мышц, но большей информативностью обладают брови и губы.

Также среди невербальных средств общения можно отметить взгляд. Недаром существует такое понятие, как «любовь с первого взгляда», а у Вильяма Шекспира можно найти такое высказывание: «Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить ее».

При общении люди глядят в глаза собеседника не дольше 10 секунд. Если человек во время общения отводит глаза, то высока вероятность плохого отношения к словам или партнеру по общению. А длительный взгляд может восприниматься как вызов, или выдавать излишнюю заинтересованность в общении.

Существует несколько взглядов, различающихся по специфике:

  1. Деловой взгляд – фокусируется в области лба человека, что позволяет партнеру убедиться в серьезных намерениях собеседника. Примеры невербальных средств общения и жесты
  2. Социальный взгляд – происходит концентрация на треугольнике, создаваемом глазами и губами, используется в непринужденных светских беседах.
  3. Интимный – в этом случае взгляд направлен не в глаза, а пониже, в район шеи, до груди. Он говорит о том, что собеседники очень интересны друг другу.
  4. Взгляд вбок, не поворачивая головы (искоса) – может быть признаком, как заинтересованности, так и враждебности. В первом случае его сопровождает улыбка или немного приподнятые брови, во втором – опущенные уголки губ и нахмуренный лоб.

В процессе исследовательской деятельности невербальных методов общения, специалисты сталкиваются с очень интересными фактами, относящимися к мимике человека:

  1. Самой кратковременной эмоцией является удивление, его длительность может составлять всего часть секунды.
  2. Чувства, которые мы тщательно скрываем, выдает левая часть лица, а те эмоции, которые человек хочет показать всем – правая. Это связано с тем, что левое полушарие мозга отвечает за речевую и умственную функцию, а правое – за эмоциональные проявления и воображение. Так как управление происходит перекрестно, деятельность левого полушария проявляется справа, а правого – слева.
  3. Презрение среди прочих эмоций выделяется тем, что задействует только одну часть лица – человек может презрительно скривить один уголок губ или приподнять бровь.

Основные невербальные средства общения – жесты, мимика, движения, сопровождающие речь человека, стоит рассмотреть отдельно.

Многословие движений рук

Согласно Квинтилиану «без содействия рук любая речь слаба и недостаточна», а в польском журнале Пшекруй был напечатан афоризм, с которым сложно не согласиться – «сложную мысль легче выразить при помощи рук».

Жестовый язык общения включает несколько групп движений:

  • Коммуникативные.
    Жесты для приветствий, прощаний, символизирующие запрет, согласие, отрицание, использующиеся для привлечения внимания и т.п.;
  • Модальные.
    С их помощью человек оценивает и выражает свое отношение (одобрительные жесты или говорящие о неудовлетворении, доверительные, символизирующие недоверие и т. д.);
  • Жесты-описания.
    Обладают смыслом только в сочетании с речевым сопровождением.

Мимика и жесты в невербальных средствах делового общенияЖестикуляция – это очень информативные действия, которые все люди используют постоянно. Жесты-иллюстраторы способны соединять предметы, которые находятся только в воображении. Жесты-регуляторы подсказывают, как собеседник относится к той или иной ситуации.

При помощи жестов-эмблем можно попрощаться с человеком или поприветствовать его. У некоторых людей в обиходе имеются специфические жесты, их еще называют адапторами – почесывание носа, прикосновение к мочке уха, потирание рук, прикосновение к рукам собеседника и прочее.

А вот при помощи жестов-аффекторов можно узнать, что действительно чувствует человек, даже если он молчит. Освальд Шпенглер был уверен что, человек, лгущий на языке слов, обязательно выдаст себя на языке жестов, ведь на них обычно внимания не обращается.

Кстати, «растущий от вранья нос», упоминаемый в сказке про Пиноккио, не является полной выдумкой. На самом деле этот орган отличается повышенной чувствительностью ко лжи. Он начинает чесаться и даже становится больше. Ученым удалось выяснить причину подобного феномена.

Когда человек пытается соврать, у него повышается кровяное давление, что приводит к усиленной выработке катехоламинов, оказывающих воздействие на слизистую оболочку носовых пазух. Благодаря этим исследованиям, действительно существует «эффект Пиноккио».

Существует связь жестикуляции в общении с национальностью человека. Например, если для финнов достаточно жестикулировать 1 раз в течение часа, то у итальянцев эта цифра возрастает до 80 раз, а у мексиканцев до 180.

Пространственные коммуникативные способы общения

Коммуникация подразумевает пространственную организацию. Если взять за пример животных, то они обладают собственной сферой обитания – прайдом, который они и охраняют от постороннего вторжения. Но научные изыскания показали, что и человеку не чуждые охраняемые участки и зоны.

Интерпретировать их можно как невербальные средства делового общения, позволяющие не только оценивать собственное поведение, но и делать прогнозы относительно тех или иных управленческих ситуаций. Первым изучением данного аспекта занялся антрополог Э.Холл, им и было введено название «проксемика», которое дословно переводится как «близость».

Главными характеристиками проксемики является положение собеседников при общении и расстояние между ними, они напрямую связаны с культурными и национальными факторами. Психологам удалось сделать ряд выводов:

  1. Эффективные невербальные средства общенияТело человека, как собственно и животных, имеет вокруг пространственную зону, которую он оценивают как личную территорию.
  2. Размер личного пространства зависит от социальной принадлежности человека и его национальности. Так, у народов юга и горожан это расстояние меньше, а на севере и в селе – больше.
  3. Все личное пространство подразделяется на зоны, и другие люди допускаются в ту или иную зону, в зависимости от того, насколько они значимы и эмоционально близки человеку.

Э. Холл подробно изучил все дистанции, на которые возможно приближение других людей к человеку. Естественно, что речь идет о культуре Северной Америки. Автор идеи разделил их на 4 зоны:

  • интимное расстояние – сюда допускаются только самые близкие и родные люди;
  • персональное – подходит для ежедневного общения с друзьями-приятелями;
  • социальное – в этом случае речь больше идет об общении людей различных должностей;
  • публичное – приемлемое для того, чтобы выступать перед большим скоплением людей.

Что означают те или иные жесты?

Теория хороша и помогает многое понять о невербальных средствах общения, однако, будет не лишним знать и практическую сторону. Можно составить небольшой словарик основных жестов, которые люди используют непроизвольно и благодаря нему можно распознавать истинные помыслы человека:

  1. Человек с открытыми ладонями – откровенен.
  2. Почесывает нос или прикасается к нему при общении – собеседник либо лжет, либо не уверен в том, что он говорит.
  3. Руки совершают быстрые, суетливые движения – человек нервничает или сильно смущается.
  4. Руки, сжатые в кулаки – говорят об агрессивном настроении или излишней возбужденности.
  5. Во время общения собеседник начинает стряхивать ворсинки с одежды – таким образом он выражает свое неодобрение.
  6. Средства невербальной коммуникацииЧеловек чешет или потирает веки – он не может сдержать собственную подозрительность.
  7. В момент потирания подбородка у человека происходит активная мыслительная деятельность – он принимает важное решение.
  8. Если во время общения голова участника беседы наклонена на бок, то это подтверждает его заинтересованность.
  9. Короткий взгляд сверху вниз в сочетании с откинутой головой – чаще означает увеличение дистанции, собеседник горделив или чувствует собственное превосходство.

Чтобы более тонко распознавать все нюансы невербальных проявлений общения, мимический и жестовый словарь можно дополнить основными красноречивыми позами:

  1. Собеседник опирается на что-то руками – это говорит о том, что он хочет защититься от разговора или ощущает, что нет требуемого контакта с человеком.
  2. С высоко поднятой головой и сцепленными за спиной руками демонстрирует свое превосходство над всеми остальными.
  3. Явными признаками доверия в общении являются не скрещенные руки, расстегнутые верхние пуговицы на рубашке, ослабленный или снятый галстук.
  4. Если верхние конечности скрещены, то значит, человек относится к сказанному скептически или же пытается защититься от оппонента.
  5. Во время трапезы или светского раута собеседник не просто берет бокал, чашку, а обхватывает их ладонями обеих рук – таким образом проявляется его нервозность, которую он пытается скрыть от окружающих.
  6. Сцепленные пальцы рук сигнализируют о том, что собеседник разочарован или отрицательно относится к ситуации или говорящему.
  7. Если у человека во время общения проскальзывают хаотичные движения, он не может усидеть на месте – речь идет о напряженности и беспокойстве. Также в этой ситуации возможно частое моргание.
  8. Человек сидит, закинув руги за голову и положив ногу на ногу – это является демонстрацией пренебрежения.

Если говорить кратко, то стоит ознакомиться со всеми аспектами человеческих коммуникаций, чтобы уметь распознавать собеседника. Ведь даже хорошо владеющий собой человек не может контролировать собственный взгляд, движение рук, позу и пр.

Также у многих вызывает интерес отношения между полами, ведь о том, что чувствует мужчина к женщине или наоборот, быстрее могут сказать невербальные средства общения. Они выдают то, о чем человек даже еще не успел подумать.

Вербальные и невербальные средства общения – это целый коммуникативный комплекс, позволяющий людям общаться. Они дополняют друг друга, делая общение более насыщенным, эмоциональным.

Комментариев нет

Оставить комментарий

Вверх