Современная педагогика изобилует различными авторскими программами, предлагающими различные подходы к раннему воспитанию детей, чуть ли не с первых дней рождения. Однако до сих пор одной из популярных работ считается методика Монтессори, разработанная еще в начале 19 века.
Конечно, современное ее применение подверглось некоторой коррекции, но основы остались прежними. Почему же занятия по методике Монтессори не только не канули в лету, но и наоборот, все чаще используются как для домашнего обучения, так и в дошкольных учреждениях?
Содержание
Немного об авторе
Мария Монтессори, методика которой оказалась столь востребованной, являлась незаурядной личностью. Работая ассистенткой в больнице, она не прекращала обучение и в 1896 году защитила диссертационную работу по психиатрии, открыла собственную практику в клинике. К слову, она стала первым врачом-женщиной во всей Италии.
По роду деятельности, ей приходилось часто сталкиваться с детьми с ограничениями способностей, что подтолкнуло Марию к разработке методов их адаптации. Ведь в то время взрослых и детей с ограничениями не разделяли.
По ее мнению, дети в большей степени нуждались в грамотном педагогическом подходе, нежели в медикаментозном лечении. Успешная работа в этом направлении принесла Марии Монтессори мировую известность.
Методика была усовершенствована, она помогала детям с особенностями адаптироваться к социальной жизни. Впоследствии ее приспособили для здоровых детей, а внучка Марии Ренильде занималась внедрением программы на территории России уже в конце 20 века.
В чем заключается суть методики?
Если выявлять главный принцип, то методика раннего развития Марии Монтессори основывается на идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны ориентироваться на интересы малыша, создавать подходящие для его развития условия и объяснять, какими способами он может получать знания. Это и привело к появлению девиза данного обучения: «Помоги мне это сделать самостоятельно!»
В качестве основных пунктов можно выделить следующее:
-
Занятия проводятся в подготовленной среде, разделенной зонально, оборудованной специальными приспособлениями и оснащенной пособиями;
- Если традиционная система обучения подразумевает то, что дети чаще всего слушают педагога и воспринимают информацию на слух, то здесь предпочтение отдается практике.
- Воспитатель не вмешивается в процесс, а лишь наблюдает, и, если это требуется, направляет ребенка.
- Группы формируются из разновозрастных дошкольников: старшим вверяется забота о малышах, а те стараются перенимать опыт у более взрослых деток.
- Педагогу запрещается заставлять ребенка делать что-либо, он самостоятельно решает, что ему интересно в данный момент – играть с куклой, рисовать или собирать пазлы. Малыш же определяет длительность занятия, и будет ли он заниматься в одиночестве или с товарищами.
На первый взгляд может показаться, что методика основывается на вседозволенности, однако, это не так. Детей знакомят с рядом правил:
- То, с чем ребенок может справиться самостоятельно, он делает без участия взрослых. Это помогает развивать независимость, малыш становится более уверенным.
- Дети ведут себя тихо, не доставляя неудобств окружающим. Но, для того чтобы выпустить остатки энергии, деткам обустраивают специальные комнаты для расслабления.
- Все предметы, которые ребенок использует в своей деятельности, он должен помыть и аккуратно положить на место. Это метод для развития в детях чувства уважения к другим людям.
- Если ребенок первым берет пособие или игрушки, то он ими и занимается. Таким образом, ребенок знакомится с понятием «свои и чужие границы».
Методика Марии Монтессори уделяет достаточно внимания упорядочиванию детской деятельности, это вносит в жизнь ребенка стабильность, придает уверенность. Дети более терпеливо и уважительно относятся к сверстникам и взрослым наставникам. Кроме того, во время занятий дети не слышат в свой адрес негативной критики, что избавляет их от страха перед возможными ошибками.
Особенности обучения по Монтессори
На сегодняшний день в некоторых дошкольных учреждениях и частных садиках проводят обучение по методу Монтессори, но что же в себя включает это обучение, и чем оно отличается от более стандартных программ?
Существует несколько отдельных зон:
- Практическая зона.
Ориентирована на приобретение детьми бытовых навыков. Например, деткам от 1 года до 3-х предлагают подмести пол, используя веник и совок, учат справляться с расстегиванием и застегиванием пуговиц, наряжать кукол. Дети постарше (до 8 лет) чистят обувь, стирают, гладят белье, моют и нарезают овощи, готовят простые блюда. - Сенсорная зона.
Здесь малыша знакомят с различными свойствами предметов – формами, цветами, весом, размером. В качестве игрушек им предлагают мячи из поролона или с мягкой набивкой, различные крышечки для баночек и прочее. Это улучшает у деток моторные навыки, тактильные ощущения, а также развивает внимание и память. -
Математическая зона.
Сюда входят материалы, помогающие деткам научиться считать, знакомят с символами и фигурами геометрии. Среди пособий можно обнаружить геометрические фигуры. Дети постарше используют счеты, деревянные дощечки с примерами, фигуры, поделенные на несколько частей, что дает представление о дробях. Занятия математикой совершенствуют абстрактное мышление, ребенок больше проявляет старания и упорства в достижении цели. - Языковая зона.
Методика развития Монтессори уделяет должное внимание и данному аспекту. В этой зоне располагаются специальные материалы, помогающие ребенку изучать буквы, слоги, расширяющие словарный запас. Например, для самых маленьких детишек приготовлены объемные буквы, кубики с изображенными на них картинками. Дети постарше уже используют кассу с буквами и слогами, книги «Учим буквы», «Знакомимся с алфавитом» и др., а также комплекты с печатными и прописными буквами. Это все позволяет ребенку научиться писать и читать. - Космическая зона.
Создается для знакомства детей со Вселенной, удивительными природными явлениями и средами, культурными и историческими ценностями и обычаями различных народностей. Малыши рассматривают фигурки и изображения представителей флоры и фауны, а дошкольникам предлагается работа с картами, а также знакомство с различными минералами.
Если рассматривать общую концепцию, то некоторые аспекты используют как педагоги, так и родители во время воспитания и прививания определенных навыков ребенку. Однако, далеко не все согласны с Марией Монтессори, методика раннего развития, которую она предложила, до сих пор вызывает споры и сомнения. Что же является причиной подобной реакции?
В чем недостаток методики Монтессори?
Как уже отмечалось, основное преимущество этого подхода является в его упоре на самостоятельность ребенка. То есть у детей есть возможность развиваться, согласно собственным способностям, возможностям и особенностям. Причем вмешательство в процесс взрослых минимально.
Однако некоторые моменты современных воспитателей и методистов несколько смущают и не позволяют этой системе стать преобладающей в современной педагогике. К минусам можно отнести следующее:
-
Большая часть подсобных материалов предназначена для развития определенных навыков и способностей, здесь задействована мелкая моторика, логическое и аналитическое мышление, интеллект. Однако должного внимания не уделяется творческой и эмоциональной сфере.
- Ребенок, которому дают возможность усваивать новый материал в собственном режиме, в обычном обучающем учреждении может столкнуться с менее индивидуальным подходом, причем ритм работы будет установлен учителем.
- Согласно мнению разработчиков системы, сюжетно-ролевая и подвижная игра – это то, в чем ребенок не особо нуждается, и она лишь затрудняет развитие интеллектуальных способностей, поэтому ее в программу не включают. Но у современных ученых абсолютно противоположный взгляд на игры, и их считают обязательным видом деятельности ребенка. В игровой форме малышу проще познать окружающий мир, познакомиться с человеческими отношениями, определить собственное место в этом мире. Такое же пренебрежение наблюдается в программе и к сказкам, а ведь именно из них дети узнают о понятиях «добро»-«зло», и в них многие жизненные ситуации разрешаются тем или иным способом.
- Не остались в стороне и психологи, они предупреждают родителей скромных и застенчивых деток о возможных трудностях во время обучения малыша по этой методике. Так как система ориентирована на самостоятельность ребенка, у «тихих» малышей может не хватить духу попросить помощи, если что-то им окажется не под силу.
- Методика Монтессори в домашних условиях вполне успешно используется, но что касается групп и атмосферы в них, то здесь могут в дальнейшем возникнуть сложности. Демократические порядки, к которым привык ребенок, далеки от правил обычных дошкольных и школьных учреждений, и ему бывает достаточно сложно к ним приспособиться.
Мария Монтессори создала уникальную методику, и в свое время она оказалась прорывом в обучении детей. Однако времена меняются и педагогические взгляды тоже. Естественно, что это касается и разработок прошлых лет, в том числе и системы Монтессори. Но если ее редко используют в чистом виде, то частично она все же остается актуальной, и некоторые ее пункты заслуживают внимания.
Комментариев нет